О генетике — проще. Такую задачу поставили себе учёные в проекте «Геномная одиссея»
Вам знакомы четыре времени года, а вашему геному, вероятно, известны другие сезоны — как думаете, какие? В портрете какой персоны генетики распознают то ту, то иную наследственную болезнь? Почему «запойный» просмотр сериалов опасен для здоровья? Это вопросы генетического диктанта: до 31 октября можно проверить себя.
ФОТО Jaron Nix on Unsplash
Диктант — часть проекта «Геномная одиссея». Идет он в разных городах, цель — «продвижение достижений российских ученых в сфере биомедицинских и геномных технологий». А если по‑простому, то цель — показать, что «генетика — это не скучно», как пояснил Олег Глотов, заведующий отделом медицинской вирусологии, молекулярной генетики и биобанкинга Детского научно-клинического центра инфекционных болезней.
ХХ век был веком кибернетики, XXI — век генетики. Эта наука связывает многие сферы, продолжает ученый: будь то продление жизни, повышение урожаев и надоев, защита от паразитов или поиск преступника. Генетики работают даже на «нефтянку». При этом, сетует Олег Глотов, вокруг этой науки множество мифов и некорректностей: от опасений, что из‑за ГМО-продуктов может «что‑то вырасти», до заявлений высокопоставленных чиновников, будто россияне такие незаурядные за счет лишней хромосомы (тут ученые хватаются кто за сердце, кто за голову).
Проект стартовал несколько месяцев назад, причем не в Петербурге (чего можно было бы ожидать — все‑таки в нашем городе появилась первая в стране кафедра генетики, была проведена первая пренатальная диагностика), а в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Там, в Сургуте, строят Центр высоких биомедицинских технологий. Тамошние СМИ сообщают: у каждого жителя Арктической зоны будет свой генетический паспорт, в регионе появится биобанк…
— Но мы поняли, что центр может стать такой башней из слоновой кости. Люди не будут понимать, что там происходит, более того — возможно, будут бояться генетических технологий, — комментирует Вячеслав Некрасов, заместитель гендиректора по науке Фонда научно-технологического развития Югры. — Генетическая грамотность важна не меньше, чем цифровая или финансовая, о которых так много говорят.
Поэтому фонд предложил проект «повышения генетической грамотности». Минобрнауки РФ поддержало. Однако повышать сподручнее примерами из истории, экономики, быта, культуры (потому, кстати, и «одиссея» — как отсылка к одному из древнейших литературных памятников).
Грамотности, конечно, нужно в школе учить, но…
— Биологию‑то школьники любят, но когда мы подкрадываемся к теме генетики, то у детей может не хватать понятийного аппарата, чтобы усвоить объяснения, «почему глаза голубые», «почему групп крови четыре», «чем близнецы отличаются от двойняшек», — комментирует Алексей Лебедев, учитель биологии кировской средней общеобразовательной школы № 2 Ленобласти.
Генетика в школе продолжает оставаться чем‑то «абстрактно-теоретическим», сожалеет преподаватель. Базовая программа по биологии в школе — час в неделю. Если класс «биологический» — то три. Но вообще‑то и этого недостаточно, уверен Алексей Лебедев: «добираем за счет внеурочной деятельности, дополнительного образования».
Проект «Геномная одиссея» — тоже своеобразная добавка к урокам. Возможность узнать что‑то напрямую от ученых. Например, Олег Глотов и его брат Андрей Глотов (завотделом геномной медицины им. В. С. Баранова НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Отта) объясняют не только понятно, но и наглядно. То же упомянутое различие близнецов и двойняшек. Они — близнецы, «генетически одинаковые», поясняет Андрей Глотов.
К нему как‑то обратились школьники — еще маленькие, третьеклассники. Просились посмотреть лабораторию. Молодые сотрудники приуныли: ну заче-е-ем, сломают оборудование, отвлекать будут. И так далее.
— Но я настоял. Ребята пришли, мы провели серию экспериментов. И потом сотрудники спрашивали: а когда еще придут? Дети вдохновляют.
За прошедшие месяцы проекта были проведены школы для учителей биологии, генетический диктант уже написали свыше 8200 человек (в 2,5 раза больше, чем устроители надеялись; испытать себя можно на сайте «Геномная одиссея»), в Сургуте пройдет генетическая конференция.
А в Петербурге минувший День лицея, 19 октября, несколько десятков школьников отметили своеобразно — в «Точке кипения — Центр Алмазова» на фестивале «Геномная нить Ариадны» (очевидно, устроителей вдохновляет не только Одиссей, но и другие античные персонажи). Задачей было — показать школьникам, что «естественные науки — это круто и не так уж страшно», поясняет Анастасия Бурлаченко, младший научный сотрудник Детского научно-клинического центра инфекционных болезней. Ученые рассказывали, можно ли создать чудо-таблетку, и характеризовали вирус как «троянского коня» (опять привет Гомеру), школьники выделяли ДНК из фруктов и описывали собственный фенотип.
В ноябре в нашем городе пройдет вторая всероссийская конференция «Поэзия генома». Она носит имя видного генетика Владислава Баранова. Слово «поэзия» — напоминание о том, что последовательность ДНК — это гигантский текст, а гены можно не только «читать», но теперь и «редактировать». И, судя по всему, занятие это для ученых не прозаическое.
Читайте также:
В сентябре в Пекине прошёл международный форум «Персонализированная медицина и технологии»
В Петербурге представили просветительский проект «Великий Северный путь. Арктика как искусство»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (7775) от 21.10.2024 под заголовком «О генетике — проще».
Комментарии