2Vtzqv4Hz9U

О чем говорят бронза и камень: проекты новых монументов стоит заранее обсуждать с горожанами

Только-только утихли страсти по поводу монумента, олицетворяющего поэта Блока, и уже поздно спорить о его художественных достоинствах и недостатках, а заодно удивляться его гипертрофированным размерам. Будь он хотя бы на треть поменьше ростом, то уже не так бы пугал припозднившихся прохожих…

О чем говорят бронза и камень: проекты новых монументов стоит заранее обсуждать с горожанами | Ну какой же Андреев без балалайки?!/ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Ну какой же Андреев без балалайки?!/ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

А памятник Шаляпину? Избранный победителем конкурса очередной «шедевр», призванный увековечить образ великого русского баса, представляет собой некую бесформенную массу с маленькой головкой и уже прославился как «памятник шубе»…

Памятник Василию Васильевичу Андрееву встанет на Московском проспекте у музыкальной школы его имени. Но победивший в конкурсе проект скорее напоминает надгробие. К тому же установленный не в кладбищенской тиши, а всего в нескольких метрах от оживленной городской магистрали, его светлый пористый пьедестал весьма скоро превратится в нечто грязно-серое и вечно пыльное…

Конечно, можно, и даже нужно, присуждать премии за оригинальные проекты, что вовсе не означает их непременное воплощение в реальности. Тем более если проекты, отмеченные на конкурсах вторыми и третьими премиями, куда более соответствуют поставленной задаче.

Прежде всего памятники должны быть понятны «широким массам общественности», для которой они устанавливаются, а не только узкому кругу эстетов. Вот драматург А. Володин задумчиво расположился на скамейке, а писатель Д. Гранин — сидит в кресле с книгой в руке. Рядом с пограничниками их верный друг — служебная собака. Достойный памятник ученому-филологу и министру Сергею Уварову недавно появился перед главным зданием СПбГУ. Скоро установят памятник адмиралу Ф. Ушакову в полный рост в мундире с орденами.

Перечень новых и всем понятных монументов можно продолжить, но почему Петра Ильича Чайковского, памятник которому уже второе столетие пытаются установить в Петербурге, нужно изображать в виде алюминиевых пластин, на которых «с определенного расстояния лицо хорошо видно, но при приближении к которым образ теряется, превращаясь в некий символ музыки, которую тоже нельзя увидеть и потрогать»? Тут же смелый вывод: «несмотря на авангардный характер этой работы, многим горожанам она понравилась, сыграло роль и то, что в городе мало современных скульптур высокого качества».

Сколько их, этих «многих горожан», которые за полтора-два дня успевают ознакомиться с проектами памятников? Судя по тому, как организовано это знакомство, как раз их мнение мало кого интересует. И почему рок-музыканту Виктору Цою можно стоять с гитарой в руках, а вот Василий Васильевич должен быть лишен права на увековечение с прославленной им балалайкой?

Кому‑то нравятся авангардные проекты. Пожалуйста. Устанавливайте их в новых городских районах. Но зачем же портить исторический центр Петербурга монументами, не прославляющими великих музыкантов, а оскорбляющими их? Еще не поздно обратиться к правильным проектам.

Ю. ПОЛОНИК, музыкальный издатель, краевед


ОТ РЕДАКЦИИ. 

К теме монументальной скульптуры в Петербурге наша газета обращается постоянно: оперативно освещает проведение конкурсов на эскизные проекты памятников, публикует отчеты об обсуждении тех проектов, которые выносятся на городской Градостроительный совет.

Вскоре после открытия памятника Блоку редакция ознакомила читателей с мнениями представителей петербургских музеев, высокого оценивших работу скульптора Евгения Ротанова. В том же материале содержался призыв вести обсуждение нового памятника корректно и доброжелательно, к чему, судя по письму, не очень склонен его автор.

Никак нельзя согласиться и с его формулировкой о том, что памятники должны быть понятны «широким массам общественности», а не только узкому кругу эстетов. Иметь и высказывать свое мнение может любой гражданин. Только вряд ли это стоит делать от имени широких масс.

Возвращаясь к памятнику Блоку. Можно дискутировать об образе, созданном скульптором, но надо помнить, что этот памятник установлен рядом с домом, где большой поэт трагически ушел в возрасте 40 лет. О последних годах его жизни осталось много мемуаров хорошо знавших его людей, исследователи опубликовали целую библиотеку трудов о Блоке и его творчестве после революции. И теперь ставить памятник в виде молодого кудрявого красавца — звезды Серебряного века?

Автору письма понравились памятники Александру Володину, задумчиво сидящему на скамейке, и Даниилу Гранину — в кресле с книгой в руках. Но много ли говорят такие памятники именно об этих известных писателях? Что они поведают тем, кто не читал их книг? Что касается памятника Сергею Уварову, то он не так прост, как представляется автору письма. Достаточно внимательно посмотреть на барельефы, расположенные на пьедестале.

Напомним, что итоги недавних конкурсов на эскизные проекты памятников Федору Шаляпину и Василию Андрееву — еще не окончательное решение об установке именно проектов-победителей. Это не раз подчеркивали организаторы конкурсов. Жюри выбирало, на его взгляд, лучшие из тех эскизов, что были поданы на конкурс. Возможно, сроки подготовки эскизов — два-три месяца — слишком малы, но это отдельная проблема.

Мнение автора письма, что Андреев должен быть обязательно с балалайкой, как минимум не бесспорно. Банальность, если хотите, «сувенирность» — вот чего стремились избегать участники — победители конкурсов. Здесь уместно вспомнить классический памятник Александру Суворову скульптора Михаила Козловского. В нем нет абсолютно ничего от портретного сходства с полководцем. А памятник Суворову — есть!

С памятником Петру Чайковскому самая сложная история. По разным причинам эскизный проект, который вызвал отрицательные эмоции автора письма, вряд ли будет реализован. Вопрос, как прославить великого русского композитора, создать памятник Музыке, остается открытым. Но неужели в виде задумчивого мужчины, сидящего в кресле с партитурой в руках?

В чем мы безусловно согласны с автором письма, так это в том, что необходимо увеличить сроки показов конкурсных проектов, проводить их в оборудованных для этого залах и сделать их доступными для всех интересующихся не только в рабочее время, как это часто бывает.


#памятники #горожане #обсуждения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 31 (7607) от 20.02.2024 под заголовком «О чем говорят бронза и камень ».


Комментарии