Новые дали пригородного сообщения

На этот раз поводом для беседы стал прошедший день рождения пригородной компании. Напомним, 12 лет назад было принято решение о создании перевозчика в пригородном железнодорожном сообщении на территории Октябрьской железной дороги.

Новые дали пригородного сообщения | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Компания получила лицензию на право перевозки пассажиров и багажа и начала перевозочную деятельность с Витебского направления. В 2008 году компания стала единственным пригородным перевозчиком всего Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Сегодня в зону деятельности СЗППК входят территории семи субъектов: Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Мурманская области, частично Вологодская и Республика Карелия. О прошлом и будущем пригородной компании нашему корреспонденту Надежде Коноваловой рассказывает Виталий Григорьев.

- В этом году дачный сезон проходит в особом режиме. Это связано с проведением ЧМ-2018. На футбольных полях страсти кипели, а что происходило на стальных магистралях?

- Компания провела объемную работу, чтобы обслуживание участников футбольных матчей прошло на самом высоком уровне. Еще до начала спортивных мероприятий Северо-Западная пригородная компания (как и вся отрасль) провела работу по подготовке не только подвижного состава, инфраструктуры, но и обслуживающего персонала. Все сотрудники, задействованные в обслуживании пассажиров, прошли дополнительное обучение, в том числе и английскому языку. Для удобства иностранных гостей меню терминалов самообслуживания было доступно на шести языках (русский, английский, французский, немецкий, испанский и китайский). Безусловно, были усилены меры обеспечения транспортной безопасности в части охраны всех объектов транспортной инфраструктуры и подвижного состава.

Бесплатная перевозка футбольных болельщиков, волонтеров и официальных представителей FIFA-2018 осуществлялась поездами, курсирующими действующим графиком. Отмечу, перевозки для нас еще продолжаются - до 15 августа правом бесплатного проезда в пригородных поездах обладают волонтеры и аккредитованные лица, включенные в списки FIFA. За время проведения чемпионата мира по футболу в пригородных поездах бесплатно мы перевезли почти 21 тысячу человек.

- Вернемся к прошедшему дню рождения компании. 12 лет это серьезная цифра. Можно сказать, СЗППК прошла тест на зрелость...

- Вы правы. За прошедшие годы было немало значимых событий в деятельности СЗППК, и каждый год работы компании одинаково насыщен и трудностями и достижениями. Работа в пригородном пассажирском комплексе - это тяжелый каждодневный труд. В течение дня коллектив компании трудится над решением множества задач, каждая из которых имеет колоссальное значение как для компании, так и для развития отрасли в целом. Мы постоянно находимся в движении. Собственно, движение - основа нашей деятельности.

Ежегодно порядка 76 млн пассажиров пользуются нашими услугами. Все двенадцать лет компания ведет клиентоориентированную политику: запускает новые маршруты и дополнительные поезда, проводит модернизацию подвижного состава, запускает современные комфортабельные «Ласточки». Расширились возможности покупки билетов: работают терминалы самообслуживания, можно оплатить билет банковскими картами, оформить билет через Интернет. 12 лет мы шли по одной дороге с пассажирами и вышли на другой уровень комфорта, скорости, сервиса.

- Виталий Витальевич, но ведь это был тернистый путь. Какие трудности пришлось преодолевать?

- Самое сложное было найти взаимопонимание с регионами. В некоторых субъектах долго не понимали, что заказчиком на пригородные перевозки является субъект Федерации, а в нашей зоне обслуживания их семь. Теперь можно сказать, система отлажена, выстроены эффективные отношения со всеми администрациями, что и позволяет компании двигаться вперед.

Мы постоянно работаем над улучшением качества обслуживания пассажиров, запускаем новые сервисы, развиваем перспективные маршруты и регулярно проводим маркетинговые исследования, которые позволяют лучше понять потребности клиентов.

К примеру, принимая во внимание обращения пассажиров, на прошлой неделе на линии Санкт-Петербург - Будогощь в первый рейс отправился электропоезд серии ЭД4М.

Еще недавно жители маленьких городов Ленобласти и думать не могли об электропоездах с системой поддержания микроклимата в салонах, сегодня это норма.

Электропоезд серии ЭД4М построен ОАО «Демиховский машиностроительный завод» в 2012 году. Вместимость до 567 посадочных мест. Подвижной состав ранее использовался в столичном регионе. Сейчас в зоне обслуживания АО «СЗППК» их уже десять (восемь на Витебском направлении, по одному на Финляндском и Северном).

- Ежегодно СЗППК перевозит более 76 млн пассажиров. Из чего состоит эксплуатационный парк компании?

- В настоящее время общий эксплуатационный парк СЗППК включает 146 электропоездов, в том числе 12 скоростных составов электропоездов «Ласточка», 9 рельсовых автобусов и 5 дизель-электропоездов, включая 3 дизель-электропоезда серии ДТ1 и 2 рельсовых автобуса серии РА2, находящиеся в собственности СЗППК, а также 16 вагонов локомотивной тяги.

Хочется особенно отметить, что за последние годы значительно расширилась география курсирования электропоездов «Ласточка». За шесть месяцев этого года ими воспользовались почти 4 млн пассажиров, что на 79% больше, чем в прошлом. Это связано не только с возрастающей их популярностью на действующих маршрутах, но и с назначением дополнительных поездов и запуском новых направлений: с конца прошлого года они начали курсировать из Петербурга до Ораниенбаума и Калище.

Всего в зоне нашего обслуживания эти комфортабельные поезда задействованы на десяти маршрутах, и со дня их запуска ими воспользовались более 13 млн пассажиров. Маршрут Санкт-Петербург - Выборг стал не только первым для компании, но и самым востребованным. Важно, что для пассажиров, которые регулярно пользуются «Ласточками», есть широкая абонементная линейка. Она позволяет экономить до 30% от стоимости разового билета в зависимости от типа абонемента и направления.

Стоит отметить, что определяющий фактор для пассажира - комфорт. В частности, мы не только ведем работу над расширением полигона курсирования современного подвижного состава, но и рассматриваем варианты, связанные с модернизацией имеющегося парка моторвагонного подвижного состава с целью повышения его потребительских качеств, например, оснащение вагонов предыдущих годов постройки экологически чистыми туалетными комплексами.

- Виталий Витальевич, согласитесь, что комфорт - это комплексное понятие. В том числе приобретение билетов и, конечно, различные виды абонементов.

- Безусловно, это один из важных аспектов привлечения пассажиров. В последние годы на нашем полигоне активно внедряются самые высокие технологии. Совершенствуются терминалы по продаже билетов, расширяется география оплаты проезда банковской картой. Значительно расширен ассортимент абонементных билетов, увеличена их доля в общем объеме продаж проездных документов и усовершенствована сама ее система. Пассажирам стала доступна услуга приобретения проездных билетов через Интернет - с помощью мобильного приложения «Пригород», в котором на сегодняшний день ко всему прочему действует скидка 5%. С его помощью можно оформить билеты на все направления по полному тарифу, оформить билет на ребенка, на провоз дополнительной ручной клади, живности и велосипеда. Одно из долгожданных событий минувшего года - присоединение СЗППК к использованию единого электронного билета, оформляемого на карту «Подорожник». С прошлого года пассажирам доступна услуга оформления билетов с предоставлением места на пригородные электропоезда «Ласточка» сообщением Санкт-Петербург - Великий Новгород.

По просьбе пассажиров запущена карта «Провожающий», с помощью которой любой желающий может бесплатно пройти на платформу, оснащенную турникетными комплексами, встретить или проводить своих родных и близких на перроне.

Сегодня региональные льготники Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут оформить проездные документы по социальным транспорт-ным картам на терминалах самообслуживания с безналичной формой оплаты. Эта услуга действует в 197 технически оборудованных терминалах.

Основная цель внедрения новых каналов продаж - создать комфортные условия для пассажиров и сэкономить их время и деньги. Это в свою очередь позволяет компании сокращать производственные издержки и увеличивать производительность труда.

- Может ли появиться в пригородных поездах беспроводной доступ в Интернет?

- Это одна из приятных новинок текущего года. До сентября эта услуга доступна в тестовом режиме пассажирам электропоездов «Ласточка» на маршруте Санкт-Петербург - Выборг. Чтобы воспользоваться сервисом в электропоезде, пассажиру необходимо подключиться к Wi-Fi сети Lastochka.Center. После подключения к сети пользователи переадресовываются на специальную версию интерактивного портала. Для выхода в Интернет необходимо авторизоваться по номеру мобильного телефона. Электропоезда, в которых доступна данная услуга, помечены специальным стикером. После завершения тестового режима будет рассматриваться возможность расширения зоны беспроводного Интернета на другие направления и поезда.

- А какие самые интересные проекты на ближайшие годы?

- Компания разрабатывает несколько перспективных транспортных проектов, но сразу отмечу, что решение о назначении поездов на новых маршрутах принимают региональные власти. А реализацию проектов, связанных со строительством и реконструкцией железнодорожной инфраструктуры, должны обеспечивать совместными усилиями региональные и федеральные власти, холдинг «РЖД» и, возможно, с привлечением частного капитала.

На ближайшую перспективу компания прорабатывает проекты по развитию сети мультимодальных маршрутов с развитием системы транспортно-пересадочных узлов. В планах развивать тактовое и маятниковое движение пригородных поездов.

В частности, это проекты, связанные с обеспечением железнодорожного сообщения для жителей города Сертолово (Лен. обл.), в котором уже проживают около 60 тысяч человек. Улучшение транспортного обслуживания микрорайона Кудрово во Всеволожском районе, а именно - развитие существующей инфраструктуры посредством строительства пассажирских обустройств на станции Нева.

Также стоит отметить проект по организации тактового движения на участке Санкт-Петербург - Ораниенбаум с ускорением поездов и, как следствие, сокращением времени в пути следования. Аналогичную работу компания ведет с Санкт-Петербургом по организации тактового движения на участке Санкт-Петербург - Павловск.

Хочу подчеркнуть, что все предложения и пожелания, поступающие от администраций, мы рассматриваем и по возможности принимаем положительные решения. Я надеюсь, что мы с вами будем встречаться чаще и рассказывать читателям и нашим потенциальным пассажирам о дальнейшем развитии пригородного сообщения.

В преддверии Дня железнодорожника поздравляю работников стальных магистралей и пассажиров с праздником! Здоровья всем, душевного покоя, и пусть всегда горит зеленый свет для исполнения всех задумок.

#интервью #СЗППК #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (6248) от 02.08.2018.


Комментарии