Новые высоты «России». Оглядываясь на пройденный путь, крупный авиаперевозчик устремляется в будущее

Без воздушного транспорта жизнь человека в современном мире невозможно представить. А у петербуржцев самым близким во всех смыслах перевозчиком многие годы остается «Россия». Конечно, это базовая авиакомпания аэропорта «Пулково», занимающая первое место по объему перевозок на отечественных и международных авиалиниях. Хотя есть и другая причина, о которой кто‑то из пассажиров, пожалуй, не знает. История этой компании, входящей в группу «Аэрофлот», началась 90 лет назад в городе на Неве, и нынешний год прошел для нее под знаком столь значимой даты. А завершая цепочку связанных с этим мероприятий, она представила новую ливрею самолета «Суперджет 100» (RA-89185), посвященную своему юбилею, с особым логотипом и именем «Ленинград».

Новые высоты «России». Оглядываясь на пройденный путь, крупный авиаперевозчик устремляется в будущее | ФОТО предоставлено пресс-службой АО «Авиакомпания «Россия»

ФОТО предоставлено пресс-службой АО «Авиакомпания «Россия»

Незыблемая основа

Презентация «юбилейной» ливреи проходила в ангаре технического обслуживания воздушных судов «России», расположенном на территории «Пулково». Внутри стоял виновник торжества. Самолет в фирменной узнаваемой ливрее с надписью «Ленинград» на фюзеляже и логотипом, стилизованным под знак «бесконечность». И в этом размашистом знаке, символизирующем бесконечное стремление к развитию и прогрессу, явно угадывалось число, означающее возраст компании-юбиляра.

Несколько вариантов дизайна логотипа разработали сами сотрудники авиакомпании, отмечающей круглую дату. А ее коллектив путем общего голосования выбрал наиболее подходящую символику. На презентации новой ливреи воздушного судна об этом напомнил Ян Бург, гендиректор авиакомпании «Россия».

Ну а почему новый облик обрел именно «Суперджет 100», нетрудно догадаться. Авиакомпания имеет сегодня самый большой — без малого почти восемь десятков — парк таких отечественных лайнеров. А работники ее авиационно-технического блока в Санкт-Петербурге выполняют полный цикл обслуживания всех типов воздушных судов перевозчика.

Приоритеты авиакомпании — высокий уровень безопасности полетов, качества обслуживания пассажиров и квалификации экипажей. Последнее обстоятельство упомянул, не без оснований, заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Страмоус, который до перехода на нынешнюю работу являлся сотрудником авиакомпании «Россия».

IMG_6227.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой АО «Авиакомпания «Россия»

Пройдя путь от ленинградского авиаотряда до известной компании, юбиляр поныне строит свою работу на прочных традициях, ведь в авиации это важный залог успеха. Только в минувшем году «Россия» выполнила более 80 тысяч рейсов и перевезла свыше 9 млн пассажиров.

Безопасные и комфортные перевозки она осуществляет, впрочем, не только из «Пулково», но также из московских аэропортов «Шереметьево», «Внуково» и «Домодедово». При этом развивает свои региональные авиатранспортные узлы в Красноярске, Сочи и Владивостоке. И расширяет без того немалую гео­графию полетов, включая многие зарубежные страны.

IMG_6162.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой АО «Авиакомпания «Россия»

Миллионы пассажиров, добираясь до нужного места через «Пулково», воспринимают авиакомпанию «Россия» как символ надежности. На это обратила внимание заместитель главы администрации Московского района Евгения Цырулева, где зарегистрирован наш юбиляр.

«Матричный» отряд

Основные вехи 90‑летнего пути компании «Россия» можно было проследить по фотографиям и архивам.

Вот период, когда летчики отдельного отряда под командованием пилота 1‑го класса Леонарда Крузе стали выполнять первые рейсы на линии, связавшей Ленинград и Москву. Они доставляли в город на Неве матрицы «Правды» и других советских газет, чтобы здесь печатать свежие номера центральных изданий. Важность задания исключала нелетную погоду для этих летчиков. Ленинградский авиаотряд назвали «матричным».

Через четыре года 31‑й авиаотряд и ленинградский аэропорт были объединены в единое подразделение. А в 1941 году на базе Северного территориального управления гражданского флота была создана особая авиагруппа, вставшая на защиту города, оказавшегося в блокадном кольце, куда вошел отряд тяжелых самолетов.

Пилоты этой авиагруппы осуществ­ляли перевозки только ночами (небо над городом тогда контролировал противник): доставляли горожанам жизненно важные грузы и вывозили раненых.

В послевоенное время ленинградские летчики продолжали выполнять ответственные задания. Они обслуживали воздушные трассы, связавшие город с самыми отдаленными точками Советского Союза. Им принадлежит, кстати, и мировой рекорд по работе на самой протяженной воздушной линии на территории одной страны. Ленинградские пилоты «навещали» Камчатку и Магадан, Якутск и Владивосток. А с 1990‑го освоили трансатлантические авиаперевозки.

В результате череды преобразований заявила о себе компания «Россия», правопреемница того знаменитого отдельного ночного ленинградского авиаотряда.

Эту связь времен и поколений хорошо ощущают и нынешние ее работники, и те, кто работал в компании до них. Шли годы, на смену одним воздушным судам приходили другие, менялась форменная одежда пилотов и бортпроводниц (в ходе презентации такую коллекцию показали студенты Санкт-Петербургского госуниверситета гражданской авиации).

Безопасное гостеприимство

Словом, неудивительно, что в юбилейный для себя год «Россия» представила колоритную ливрею самолета, указывающую на динамичное развитие компании, которая год от года берет новую высоту.

Так, в 2023‑м компания заняла первое место в номинации «Пассажирские перевозки на международных линиях» отраслевой премии «Крылья России». Расширив маршрутную сеть, запустила новые рейсы — на Кубу, в Китай и на островную Шри-Ланку. В рамках программы импортозамещения перешла на использование оте­чественной системы поиска багажа и увеличила парк самолетов. А еще подняла на новый уровень проект под названием «Люблю российское», предусматривающий продвижение оте­чественных брендов, товаров и услуг.

2022 год: «Россия» стала победителем международной премии Skyway service award (SSA) в номинации «Лучшая компания — эксплуатант отечест­венной авиатехники». Вошла в топ-100 лучших работодателей страны (по версии экспертов платформы Head Hunter) с персоналом от 5 тысяч человек и более. Одержала победу в национальной премии «Марка № 1 в России», получив больше всего голосов пассажиров, и удостоилась премии «Развитие регионов. Лучшее для России» в одной из ее номинаций.

Компания ввела новый класс обслуживания пассажиров «Комфорт» на самолетах Superjet 100, выполняющих полеты из Петербурга и Красноярска. Представила самолет этого типа в специальной ливрее «Тройка», призванной популяризировать национальные культурно-исторические традиции. Новейший отечественный среднемагистральный самолет ­МС-21 получил ливрею авиакомпании «Россия» и совершил презентационные рейсы в Нижний Новгород и Калининград.

Во время презентации юбилейной ливреи на экране появлялись старые снимки о деятельности перевозчика и, главное, людях, трудившихся на благо развития гражданской авиации в разные годы. Нынешние работники, значительный вклад которых высоко отмечается на разных уровнях, получили благодарности и почетные грамоты.

Год над облаками

В тот день наград удостоились представители большинства подразделений перевозчика, авиационные техники, бортпроводники и пилоты, на которых все в любом авиапредприятии, в общем‑то, и держится.

Один из них — командир воздушного судна Airbus А319 Валерий Мошкарев со стажем больше тридцати лет, налетавший свыше 15 тысяч часов. Если поделить их на сутки, то получится, что он провел в воздухе безотрывно практически целый год.

Летчиком, однако, стал он не сразу: работал техником, потом инженером по техническому обслуживанию самолетов, бортинженером. И уж после этого попробовал себя в новом качестве: сел за штурвал самого массового тогда в нашей стране реактивного пассажирского лайнера Ту-154.

«Где бы я ни работал, везде рядом были люди, готовые в любую минуту подсказать и помочь, — вспоминает он. — Знания и опыт с годами приходят. А вот воспитать такие качества, как ответственность за порученное дело, без которых не обеспечить безопасность полетов, помогают коллеги. Взаимовыручка у нас вообще играет особую роль. А еще порядочность по отношению друг к другу, когда на любого можно положиться всегда и во всем».

Ровно так же отозвалась о своей команде Елена Казанцева, начальник смены службы организации пассажирских перевозок этой компании, тоже получившая благодарность.

«Мы первыми встречаем в аэропорту пассажиров, регистрируем, отправляем на рейс, — рассказывает она. — Устраняем проблемы, возникающие у людей, или когда из‑за непогоды, например, задерживаются рейсы. А если ненастье закрыло небо надолго, тем более нужно позаботиться о людях: успокоить, предоставить им питание, обеспечить питьевой водой, во время длительных задержек вылетов устроить в гостиницу».

За день приходится общаться порой с сотнями пассажиров, на месте принимая нужные решения. Сотрудники службы работают четко по инструкции, добавляет ее руководитель.

Но жизнь не всегда вписывается в параграфы должностных документов, бывают непростые ситуации, которые быстро нужно «разрулить».

Люди в форме, как бы там ни было, должны оставаться невозмутимыми и вежливыми, говорит специалист.

Елена пришла в компанию в 2015 го­ду после окончания вуза и сразу увидела главные ее преимущества: масштаб деятельности, динамичность, стремление к совершенству. Вышло так, что она не только построила здесь карьеру, поднявшись до начальника службы, но и нашла своего суженого.

«Мне нравится моя работа, — делится она. — И хочется, чтобы наша компания продолжала наращивать парк воздушных судов, развивать перевозки. Ведь тогда у нас будет еще больше пассажиров. И мы сами сможем быстрее развиваться, сталкиваясь с новыми ситуациями, и профессионально расти, как это делали многие наши предшественники».

Легендарные люди

На предприятии, перешагнувшем 90‑летний рубеж, немало рабочих авиационных династий. Одну из них представляет авиатехник Федор Бадхен.

Его отец уже более 30 лет возглавляет первичную профсоюзную организацию общероссийского профсою­за работников инженерно-авиационных служб гражданской авиации России (ПРИАС ГА России), в создании которого в 1992 году участвовал лично, как и многие другие работники АТБ тогда еще авиаотряда «Пулково». С 1968 года Маркус Бадхен трудился здесь авиационным техником, после получения высшего образования — инженером цеха АиРЭО. Случалось, брал с собой на работу сына, которому всегда нравилась настоящая «мужская работа» в цехах и ангарах авиапредприятия.

Свою прабабушку Александру Дмит­риевну Иванову 25‑летний Федор видел только на снимках. Но знает, что она работала в Северном управлении гражданской авиации города Ленинграда и в Ленинградском объединенном авиаотряде вплоть до выхода на пенсию в 1964 году и стояла у истоков создания в 1934 году того самого отдельного Ленинградского авиаотряда, в котором до сих пор работают ее внук и правнук.

«С одной стороны, быть членом такой династии приятно, а с другой — довольно непросто, — считает Федор. — Постоянно ощущаешь повышенный к себе интерес, и пытаешься оценить, соответствуешь ли сам той планке, которую твоя семья подняла на определенную высоту».

В авиакомпании он трудится после окончания вуза уже три года, на практике постигая особенности ремонта и технического обслуживания воздушных судов. Нюансов в этом деле предостаточно, авиатехники со стажем помогают разобраться в них своим молодым коллегам (система наставничества в компании существует давно).

За 90 лет один из старейших перевозчиков страны прошел огромный путь. Все это время неизменным остается одно: преданность традициям и высокое мастерство, которое проявляется буквально в любом деле, за которое берутся работники авиакомпании.


#авиакомпания «Россия» #авиаперевозки #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (7777) от 24.10.2024 под заголовком «Новые высоты «России»».


Комментарии