Новости судостроения. От киля до клотика

Новости судостроения. От киля до клотика | ФОТО Pexels

ФОТО Pexels

Признание. Проект круглогодичного использования электрических судов на речных маршрутах Москвы вошел в российскую Книгу рекордов. Этот новый для столицы общественный транспорт был запущен в Первопрестольной благодаря программе возрождения речного пассажирского флота.

Быстрые и удобные речные трамваи на электрическом ходу стали совершать регулярные рейсы, перевозя пассажиров от Киевского вокзала до причала «Сердце столицы» и обратно. Их корпус сконструирован так, чтобы они могли двигаться в мелкобитом льду после того, как ледокол обеспечит им свободный канал — такой практики нет больше нигде в мире.

На этом маршруте длиной 6,5 км (теперь действуют, кстати, уже две такие линии) работают восемь электросудов, носящих имена столичных рек Неглинка, Яуза, Синичка и др. Они были построены под Петербургом, на верфи «Эмпериум» (город Отрадное), в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов ОСК при поддержке Минпромторга РФ.

Седьмой на подходе. Корабелы «Северной верфи» приступили к сборке последних трех секций траулера-процессора проекта 170701 «Капитан Пящиков». Ожидается, что эти изделия поступят на один из участков сборочного цеха в ближайшее время для завершения строительства корпуса (81,6 метра) нового судна.

Это седьмой траулер в серии из десяти таких судов, строящихся в рамках госпрограммы инвестиционных квот по заказу крупной рыбопромышленной компании. Ему предстоит вести промысел на Дальнем Востоке (предыдущие шесть судов предназначались для работы в Северной Атлантике). Но сроки выполнения заказа пришлось пересмотреть, и пока трудно сказать, когда камчатские рыбаки получат этот траулер, закладка которого состоялась в ноябре 2020‑го.

Обновление флота. Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) передаст нынче в регионы страны 17 первых речных судов, построенных в рамках инвестпроекта по развитию водного транспорта с использованием средств Фонда национального благосостояния.

Этот недавно запущенный масштабный проект предусматривает строительство 260 судов до 2028 года. Общий объем инвестиций составит 231 млрд рублей (треть суммы — заемные средства). А из федерального бюджета ГТЛК привлечет на эти цели 10 млрд рублей.

Ледовая проводка. Ледокольный флот ФГУП «Росморпорт» обеспечивает проводку судов в акваториях 16 замерзающих морских портов и на подходах к ним. В состав его ледокольной флотилии, крупнейшей в мире, входят 34 линейных и портовых ледокола. Около трети из них работают в Финском заливе (точнее, в морских портах Петербурга, Выборга, Высоцка, Приморска и Усть-Луги), где сезон зимней навигации открылся в начале декабря.

Толщина льда на Балтике в некоторых местах может достигать метра, но в эту зиму она близка к средним значениям, то есть значительно меньше. Порой, однако, судам приходится работать в сложной ледовой обстановке, скажем, в штормовую погоду, при которой возможны задержки рейсов и грузовых операций.

Арктика. Объем грузоперевозок по Севморпути в 2023 году составил 36,2 млн тонн. Это на 2 млн тонн больше, чем в предыдущем году, и на 250 тыс. тонн выше целевого показателя. Но структура перевозимых грузов мало изменилась: львиная их доля по‑прежнему приходится на СПГ, нефть и продукцию ГМК «Норникель». Причем работающие в Арктике компании, что важно, перенаправили часть своего грузопотока с западного направления на восточное. При этом растет и транзитный грузопоток — показательный маркер востребованности Севморпути.

Утилизация судов. В прошлом году специалисты подняли в дальневосточных морях и утилизировали 88 затонувших судов — вдвое больше, чем годом ранее.

Больше всего «утопленников» в 2023‑м было поднято в акваториях, прилегающих к Сахалинской области и Камчатскому краю. Такие работы велись также в Магаданской области, Приморском и Хабаровском краях. В этом году предполагается сохранить набранный темп, подняв и утилизировав на Дальнем Востоке 83 затонувших судна.


#флот #кораблестроение #события

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 32 (7608) от 21.02.2024 под заголовком «Секции для «Капитана»».


Комментарии