Новая Голландия ждет лета

Двум круглым датам был посвящен недавний «Градозащитный вечер» в библиотеке имени Маяковского. 40 лет назад Вениамин Фабрицкий создал первый проект приспособления Новой Голландии. 25 лет назад председатель Ленсовета Анатолий Собчак пообещал реализовать мечту архитектора через три года...

Новая Голландия ждет лета | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

«Моя идея была простой и важной – вернуть остров людям, создать там общественное пространство, – вспоминает Фабрицкий, – но как только работа над проектом закипала, так в стране или в мире что-то случалось».

Архитектор был и остается фанатом своей идеи. Как-то его супруга, солистка Кировского театра Галина Ковалева, заметила, что муж уделяет Новой Голландии больше внимания, чем собственной жене. Может, он ошибся и надо было жениться на Новой Голландии? «Я подумаю над этим интересным предложением», – парировал шутку Фабрицкий. На самом деле Ковалева помогала мужу продвигать проект в партийных органах, вывела его даже на Григория Романова. Главе Ленинградского обкома понравился проект, но он сразу объяснил, что военные остров просто так не отдадут: вот достроим дамбу, тогда займемся Новой Голландией. Когда дамбу через несколько десятилетий достроили, Романова уже не было в живых. Впрочем, по словам Фабрицкого, военные не хотели оставлять остров еще очень долго.

День посещения Собчаком мастерской архитектора Вениамин Фабрицкий помнит точно – 24 апреля 1990 года. Именно тогда было дано обещание преобразить Новую Голландию за три года. А дальше начались те самые удары судьбы. Только наладились отношения с французскими инвесторами, как случился октябрьский путч 1993 года, и они ушли из проекта.

Затем островом всерьез заинтересовались англичане, их планы обрушил дефолт 1998 года. После них появился российский предприниматель Шалва Чигиринский. «Ну теперь нам может помешать только мировой экономический кризис», – иронизировал в разговорах с ним Фабрицкий. Но шутка оказалась неудачной, кризис грянул в 2008-м, и бизнесмен быстро сменил московскую прописку на лондонскую.

Напомним: сейчас островом занимаются компании Романа Абрамовича. Теперешний проект приспособления Новой Голландии не предполагает никакого нового строительства, что положительно воспринимается градозащитным сообществом.

Но Фабрицкий по-прежнему убежден, что лучше его идея – реализовать то, что задумал в XVIII веке Савва Чевакинский: достроить комплекс вдоль берега Адмиралтейского канала и замкнуть каре. Тогда общая площадь помещений может достигнуть 200 тысяч кв. метров.

Там могли бы одновременно разместиться постоянные выставочные залы крупнейших музеев мира (в свое время эта идея очень понравилась академику Б. Б. Пиотровскому); театральный центр для разных коллективов; большой музей, эти помещения Фабрицкий первоначально отдавал Военно-морскому музею, сейчас он предлагает разместить там Театральный музей, где показывать декорации не в эскизах, а в натуральную величину; а также деловой конгресс-центр.

Кстати, в проекте Фабрицкого предлагалось использовать Крюковские казармы как паркинг для тех, кто приезжает в Новую Голландию, чтобы не залезать под землю. Этот вариант упущен, транспортные проблемы острова остаются нерешенными.

На вечере говорили о ближайшем будущем острова. По словам Александра Кононова, первого заместителя председателя Петербургского отделения ВООПИиК, никаких особых новостей нет, в Новой Голландии ведутся консервационные и разведочные работы. Вероятно, остров будет открываться поэтапно, сначала кузня и круглая тюрьма, приспособляемые, соответственно, под ресторан и гостиницу.

Как сообщил нашей газете Джон Манн, представитель компании, которая занимается островом, уже в будущем году планируется возобновить ставшие популярными у горожан культурно-рекреационные сезоны «Лето в Новой Голландии».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (5483) от 22.06.2015.


Комментарии