Нишевая скульптура. «Заплатки Петербурга» Екатерины Березиной вызывают споры

Новый вид искусства в общественных пространствах появился на городских улицах. Одна из зрительниц назвала творчество скульптора Екатерины Березиной «Заплатки Петербурга». Эти работы вызвали оживленные споры в социальных сетях и на просторах Интернета. И как часто бывает в подобных случаях, речь в основном идет не о качестве небольших фигурок. Обсуждается их уместность на улицах Северной столицы.

Нишевая скульптура. «Заплатки Петербурга» Екатерины Березиной вызывают споры | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Если говорить коротко, то Березина находит в домах — жилых и общественных — места выпадения кусков штукатурки и обнажения кирпичной кладки. Затем примеряет туда свои фигуры, обжигает их в печи, глазурует, снова обжигает и приклеивает в нишу. Керамика не боится непогоды, может существовать столетиями, но Екатерина на вечность не замахивается: в условиях большого города таким объектам уготована короткая жизнь.

Тем не менее, взяв в соцсетях «адресную книгу» примерно месячной давности, мы прошли по шести адресам в самом центре города и нашли человечков Березиной в трех местах. Еще в одном, судя по свежим кускам штукатурки, лежащим на земле, фигуру или фигурки вырвали с применением инструмента или грубой физической силы.

Теперь о сути споров. Один касается самих миниатюрных скульптур. Большинству они видятся депрессивными, высказываются пожелания добавить оптимизма лицам и позам изображенных персонажей и т. п. На мой взгляд, в работах Березиной нет депрессивности, она создает образ маленького человека в большом городе: вечно спешащего, не находящего времени на общение с детьми, постоянно занятого и ничего не успевающего.

Другой спор ведется о том, вправе ли художник создавать свои «заплатки». С одной стороны, работы Березиной заставляют людей, городское сообщество в широком смысле слова, обратить внимание на проблемы фасадов зданий. В петербургском климате «ниши» грозят появлением трещин в кирпичной кладке со всеми вытекающими последствиями. Следовательно, коммунальные службы и все, от кого это зависит, могут, посмотрев доступный в соцсетях список адресов, провести если не реставрацию, то хотя бы мелкий ремонт. С другой стороны, как бы осторожно ни работала скульп­тор, ее действия могут привести к дальнейшему разрушению фасадной штукатурки.

Возвращаясь к адресам. Несколько фигурок мы нашли на Моховой улице, на фасадах зданий, занимаемых РГИСИ (Театральный институт) и Музыкальным училищем имени Мусоргского. Насколько я слышал от тех, кто провел на Моховой студенческие годы, для них это место трепетное, на всю жизнь. Для случайного прохожего — обычная городская улица с достаточно интенсивным автомобильным движением, закованная в асфальт и тротуарную плитку. Уместна ли здесь немемориальная скульптура — вопрос открытый.

Упомянутые большие куски штукатурки мы нашли на улице Пестеля около известного доходного дома Якова Ратькова-Рожнова. Наконец, последняя на данный момент находка — две детские фигурки в знаменитой арке на Литейном проспекте, ведущей в Шереметевский сад к Музею Анны Ахматовой. Как известно, там сложился стихийный мемориал поэту, достойно прожившему очень сложную жизнь. Люди пишут на стенах стихи, свои мысли о поэтах и поэзии, иногда достаточно интересные. Здесь скульптура Березиной выглядит уместной. С важной оговоркой: пока там нет других творений других авторов. Но кто может поручиться, что они не появятся.

Читайте также:

Спорная замена: нужен ли скверу им. Львова бюст архитектора на постаменте от Ленина?

Продолжается реставрация фасадов «Доходного дома купца Михаила Полежаева»


#скульптуры #общественное пространство #арт-объекты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 210 (8032) от 11.11.2025 под заголовком «Нишевая скульптура».


Комментарии