Ничья Свобода

Продолжая исследовать малоизвестные истории революционных памятников, «СПб ведомости» заинтересовались судьбой скульптуры, которую в народе называют «Дерево свободы». Она долгое время находилась в Михайловском саду.

Ничья Свобода | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

В справочнике «Скульптура Петербурга», изданном в 2002 году, указано, что композиция из обгорелого дуба «История русского народа» (так она называлась изначально) — «закрепощение, борьба за освобождение и освобождение» — была создана скульптором Александром Соловьевым и установлена в саду в 1929 году.

Книга оставляет за скобками трогательную и, возможно, мифическую историю молодого смоленского скульптора-самоучки, который, получив одобрение Сергея Кирова, по собственной инициативе вырезал из засохшего дерева революционный памятник.

С помощью сотрудников Русского музея, Музея городской скульптуры, Музея политической истории России и петербургского архитектора Виталия Антипина мы выяснили некоторые детали и воссоздали последующие события.

«Дерево свободы» было вырезано из дубового «монолита», а не из засохшего ствола. В 1999 году Михайловский сад был передан Русскому музею, и вскоре началась его комплексная реставрация, в основном завершенная к 300-летию Петербурга. Она привела сад — памятник ландшафтной архитектуры — к первоначальному замыслу Карла Росси: английский парк в центре, регулярная планировка по краям. «Дерево» и бронзовый бюст ваятеля Федота Шубина, созданный в 1959 году скульптором Виктором Синайским, не вписались в концепцию, и их убрали.

Соловьевскую работу распилили на три фрагмента примерно по 700 кг каждый, перевезли во двор Корпуса Бенуа и поставили на то место, где долгое время находился «в ссылке» знаменитый памятник Александру III работы Паоло Трубецкого, который теперь украшает парадный двор Мраморного дворца.

Шубину повезло больше, чем «Дереву свободы»: хотя и предназначенный для открытых пространств, бюст был помещен в фонды Русского музея. Причина проста — Шубин находится на балансе Музея городской скульптуры и был передан Русскому на временное хранение. В 2012 году Музей городской скульптуры забрал Шубина в свои фонды, где он и находится сейчас.

Судьба «Дерева свободы» сложилась драматичнее. Оно не находится на балансе Музея городской скульптуры и фактически ничье. Русский музей хранил его по доброй воле как часть городской истории.

В 2013 году архитектор Виталий Антипин вместе с художником Владимиром Быстровым занимались созданием новой постоянной экспозиции Музея политической истории России. Антипин рассказал нам, что ему, как ленинградцу, с детства помнящему «Дерево свободы», захотелось спасти скульптуру. Он предложил установить ее в той части музея, которая построена в советское время, и не будет нарушать исторические интерьеры особняков Матильды Кшесинской и Василия Бранта.

Поначалу сотрудники Музея политической истории вдохновились этой идеей, Русский музей отдал коллегам «бесхоз». Но, увидев черное рассохшееся дерево, «расписанное» кошками, они отказались от затеи Антипина и Быстрова. По счастью, в этот момент в музей заглянул хозяйственник из Морского технического университета. Вуз занимает соседний дом по Кронверкскому пр., 5.

В итоге оперативных переговоров «Дерево свободы» перевезли во двор по соседству с особняком Кшесинской. На сегодня там хранятся два главных фрагмента дубовой скульптуры (куда пропал третий, неизвестно). Визуально они выглядят достаточно крепкими. Двор находится под наблюдением видеокамер и закрывается на ночь. Но понятно, что в петербургском климате под открытым небом деревянная композиция, которой скоро 90 лет, долго не проживет.

Как сообщила «СПб ведомостям» Елена Крылова, заместитель директора Музея городской скульптуры по научной работе, там сохранились документы 1953 года, в которых работу Соловьева не признали достойной включения в Музейный фонд. Распиленное на части и пострадавшее от жучка «Дерево свободы» не может стать частью музейной коллекции. Но как часть ленинградской истории его следует сохранить. Может быть, данной темой заинтересуются меценаты или бизнесмены, которые занимаются обработкой дерева?

По мнению же Елены Василевской, заведующей сектором современной скульптуры Русского музея, «Дерево свободы» — хороший образец народного искусства и необходимо найти ему место в закрытом, но общедоступном пространстве.

#скульптура #Дерево свободы

Комментарии