Невскому судостроительно-судоремонтному заводу исполнилось 110 лет, а Выборгскому — 75!
Две расположенные в Ленобласти верфи, подразделения Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), отмечают в эти дни знаменательные даты.
ФОТО Ant Rozetsky on Unsplash
Первое из этих предприятий появилось на базе Шлиссельбургских судоремонтных мастерских. Эта небольшая артель, где ремонтировались казенные пароходы, другие пассажирские и грузовые суда и землечерпательные снаряды, была сформирована за год до начала Первой мировой войны.
Через двадцать с лишним лет мастерские, выполнявшие к тому времени уже многие виды работ, преобразовали в Шлиссельбургский судоремонтный завод второго разряда. В 1941 году этот завод был эвакуирован в Великий Устюг, где не только ремонтировал боевые корабли, но и выпускал для фронта минометные снаряды, полевые кухни, лыжи, санитарные волокуши, саперные лопатки, водомаслогрейки и многое другое.
Когда завершилась война и предприятие вернулось в родные края, оно получило свое нынешнее название, войдя в состав Северо-Западного речного пароходства. И уже через несколько лет заводчане приступили к серийному производству: освоили строительство теплоходов серии «Ленинградец», а затем нефтеналивных судов и барж для перевозки песка…
С той поры со стапелей завода-ветерана сошло более 360 судов, кораблей и плавсредств разного назначения. В настоящее время он специализируется на выпуске высокотехнологичной сложной продукции — шлиссельбуржцы строят танкеры, сухогрузы, буксиры, служебно-разъездные теплоходы, суда технического флота и др.
Так, недавно они спустили на воду первый серийный морской танкер проекта 23130 «Василий Никитин». Это самое крупное (не считая головного) 160‑метровое судно в более чем вековой истории Невского ССЗ, которое сможет непосредственно в море обеспечивать корабли и суда топливом, пресной водой и продовольствием. В целом же этот завод имеет сегодня в портфеле заказов три серии судов и расширяет линейку выпускаемой им продукции.
Выборгский судостроительный завод был основан в ноябре 1948 года как предприятие, работающее под началом Министерства судостроительной промышленности СССР (бывшего наркомата). На первых порах там строили баржи разных модификаций. В начале 1960‑х годов выборгские корабелы наладили выпуск крупных серий лесовозов. Затем завод освоил изготовление плавучих буровых установок для разведки и добычи углеводородов на континентальном шельфе. После чего перешел на строительство траулеров и судов снабжения морских платформ, выполняя контракты также для зарубежных заказчиков. А известность он обрел после того, как принял участие в сооружении морской платформы «Приразломная» для первого в мире проекта, связанного с добычей нефти на арктическом шельфе в сложных условиях дрейфующих ледовых полей…
В последние годы Выборгский судозавод, имеющий не менее пухлый портфель заказов, занимается строительством дизель-электрических линейных ледоколов нового поколения и крупнотоннажных траулеров-процессоров проектов КМТ01 и КМТ02 разных модификаций. Четыре таких траулера (три из которых были названы в честь студеных морей — Норвежского, Белого и Баренцева) корабелы уже передали заказчику.
Одновременно на заводе, где трудятся 2,5 тыс. человек, при поддержке российского Фонда развития промышленности продолжается масштабное техническое перевооружение. А в рамках «Доковой программы» ОСК идут работы по обновлению заводской наливной док-камеры. Общая сумма инвестиций, направленных на модернизацию этого предприятия, превысила 1 млрд рублей.
МЕЖДУ ТЕМ
Важную для всего отечественного судостроения дату отметил и Балтийский завод. Десять лет назад там был заложен головной атомный ледокол проекта 22220 «Арктика», открывший серию принципиально новых атомоходов, необходимых для обеспечения круглогодичной навигации на Севморпути. Три года назад во время испытаний он достиг Северного полюса, после чего был передан заказчику — «Росатомфлоту». А за последние десять лет балтийцы сдали в эксплуатацию три атомохода этого проекта и продолжают строительство двух других.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 215 (7544) от 15.11.2023 под заголовком «Круглые даты судостроителей».
Комментарии