«Невский» выходит на рельсы. В Петербурге показали трамвай нового поколения

Невский завод электрического транспорта имени Ф. А. Пироцкого продемонстрировал публике (правда, пока неширокой — петербургским журналистам и чиновникам Смольного) трамвай нового поколения, созданный для нашего города по техзаданию «Горэлектротранса» (ГЭТ). Двухкабинный трехсекционный низкопольный трамвай модели 71-932 «Невский» показали в работе, покатав гостей туда-сюда по заводскому полигону. Головной образец будет передан перевозчику уже сегодня. Ему и еще десяти его собратьям предстоит с марта в режиме бесплатного шаттла вывозить основные потоки жителей Красногвардейского района к станции метро «Площадь Александра Невского» и обратно, когда закроется «Ладожская». На общей платформе на Гранитной улице пассажиры смогут пересесть с современного и изящного «Чижика» на не менее современные и изящные «Невские».

«Невский» выходит на рельсы. В Петербурге показали трамвай нового поколения | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В минувшем году комитет по транспорту и «Горэлектротранс» заключили с ПК «Транспортные системы» (завод им. Пироцкого входит в ее состав) два контракта на общую сумму 18,5 млрд рублей. По ним городу уже поставлено 58 низкопольных трехсекционных «Витязей-М» и двухсекционных «Богатырей-М». До конца текущего года в парк ГЭТ должно поступить еще 130 трамваев этого производителя, в числе которых 38 «Невских» — первой для предприятия двухкабинной модели.

Как и все закупаемые в последнее время городом трамваи, «Нев­ский» хорош снаружи и внутри. Просторный салон с панорамным остеклением, системы климат-контроля, USB-розетки, мультимедийные информационные комплексы, низкий пол (на входах с подогревом, чтобы не образовывалась наледь), просторные площадки (предусмотрен даже кронштейн для велосипеда), на дверях светодиодные сигнальные линии…

Вся эта красота и приятные опции становятся привычными для петербуржцев. Что же особенного в «Невском», созданном на базе «Витязя-М»? То, что в нем все собрано вместе: низкопольность, трехсекционность, двухкабинность, энергоэффективность, а также активные и пассивные системы помощи водителю и безопасности, которые уже работают на «Витязях» и «Богатырях». Система пассивной безопасности снижает риск травмирования пассажиров и водителя в случае ДТП: сила удара равномерно распределяется по кузову и потому существенно снижается. Активная помощь — это почти беспилотность. Комплекс Cognitive Pilot включает в себя систему контроля бодрствования водителя и двухканальную систему распознавания препятствий, которой нет больше ни у кого. Она позволяет работать в туман, снег и дождь и остановит трамвай при опасности до того, как среагирует водитель.

На табло в салоне значится: «Трамвай № 30, следует до Перекупного переулка». Но пока это лишь репетиция, можно сказать — показательные выступления на заводской линии обкатки.

По ходу движения директор ГЭТ Денис Минкин рассказывает:

Вывоз пассажиров с «Ладожской» будет осуществляться такими вагонами. На Гранитной улице мы стыкуемся с «Чижиком», забирая его пассажиров. Честно говоря, это была моя давняя мечта — дать возможность жителям Красногвардейского района пересесть с «Чижика» на действительно современный трамвай. В марте эта мечта исполнится.

По словам директора ГЭТ, одиннадцати «Невских» трамваев на этом отрезке для работы в режиме шаттла с интервалом движения около 3 минут вполне хватит.

— Одиннадцать «двухголовых» будет ездить на Ладожскую — больше туда просто не влезет, — говорит он. — У нас была оперативная задача — обеспечить вывоз пассажиров «Ладожской», и мы, соответственно, заказали туда эти вагоны. Когда закончится эпопея с ремонтом станции, они пойдут на другие направления.

Доехав до тупика, водитель отключает кабину нажатием одной кнопки. Приборная доска гаснет, кабина становится ведомой. Он закрывает дверь ключом, переходит по салону в другой конец вагона, садится на водительское место, закрывает дверь и снова нажимает единственную кнопку, активируя кабину. Все, отправляемся обратно. Только двери для пассажиров будут открываться с другого борта, как в метро.

«Двухголовость» позволяет эксплуатировать трамвай в режиме челнока на линиях без оборотных колец: он перестраивается на пути встречного направления через специальные трамвайные съезды. Это особенно актуально в условиях масштабного обновления инфраструктуры городского электротранспорта.

Двухкабинная модель — достаточно специфическая вещь — используется не так широко, они дороже и чуть менее вместимы, чем однокабинные, — поясняет Денис Минкин. — Но при закрытиях и ремонтах пути они — вещь незаменимая.

Трамвай4_Д.jpg
ФОТО Александра ДРОЗДОВА

У них — особое назначение.

При протяженности нашей трамвайной сети чуть более 500 км в год надо ремонтировать 25 километров, чтобы поддерживать их хотя бы в том состоянии, какое есть сегодня, — продолжает директор ГЭТ. — Сейчас реализуется прог­рамма модернизации городского электротранспорта. Мы подняли объем ремонта путей в пять раз. Сейчас работы идут на Заневском, недавно было «отсечено» Рыбацкое, шел ремонт трамвайных путей на проспекте Обуховской Обороны… Когда перекрывают трамвайный путь, это всегда проб­лема для города. Мы бы, может, и хотели поднять ремонт в десять раз, но это невозможно по логистике. Это я к тому, что изменения маршрутной сети случаются ежедневно, и двухкабинные трамваи будут хорошим резервом для решения таких проблем. Там, где нет кольца, наша служба путевого хозяйства может за неделю своими силами проложить съезд — вот мы и по­ехали, куда надо.

Но: две кабины, два токоприемника — значит вдвое больше электроники. Эта модель у Невского завода самая дорогая: цена вагона — 150 млн рублей. Алюминиевый корпус — тоже фактор некоторого удорожания, по крайней мере на начальном этапе:

Если трамвай легче обычного на 3 тонны, он меньше тратит электроэнергии, может больше перевезти груза — это первое, — поясняет плюсы новых машин Денис Минкин. — Второе — он имеет больший срок эксплуатации без ремонта узлов и агрегатов и большую ликвидную стоимость при выводе из эксплуатации. Металлический вагон старого образца продается по цене металлолома, алюминиевый же имеет определенный оборот.

Новый трамвай стал еще энергоэффективнее. За счет более мощных гелиевых аккумуляторов запас автономного хода увеличился втрое: в случае обрыва контактной сети он сможет продолжить работу на линии до 3 км при полной загрузке салона, а не 1 км, как раньше. Также предусмотрено место для установки ионистеров — системы накопления энергии.

Контракт с городом, поставивший перед производителем задачу сделать совершенно новую двухкабинную машину для ГЭТ, был подписан 1 апреля 2022 года.

Наши конструкторы и партнеры отлично поработали, создав новую модель за столь короткий срок, это была действительно амбициозная задача — и мы ее выполнили, — говорит генеральный директор ООО «ПК Транспортные системы» Александр Дубровкин. — Трамвай вчера прошел испытания здесь, на полигоне — межведомственная комиссия приняла решение о том, что этот образец можно выпускать серийно. Название «Невский» было выбрано не случайно, ведь этот трамвай был разработан и собран в городе на Неве. Я надеюсь, он станет одним из узнаваемых символов города.

По словам Дубровкина, в разработке трамвая помимо ПК ТС участвовало как минимум десять компаний. География — от Красноярска до Петербурга.

В Северную столицу привозят кузовы и трамвайные тележки, все остальное производят и собирают здесь. Ну или почти все…

К сожалению, еще не все импортозамещено, — признает Дубровкин. — Но мы весь 2022 год посвятили именно развитию отечественного производства комплектующих здесь, в России. Нашли предприятия, которые делают очень качественно литье, зубчатые передачи… В этом направлении наша компания развивается и самостоятельно, и в кооперации с партнерами, имеющими хорошие современные производства.

Локализация нового трамвая — чуть более 90 %. Из «нелокализованного» — в основном электроника, микрочипы, их частично покупают в Китае. Пока применяются и немецкие аккумуляторы…

Но перспективы импортозамещения по этим направлениям есть, считает вице-губернатор Петербурга Кирилл Поляков:

Уже создаются предприятия, которые будут производить нашу собственную компонентную базу, в том числе и в петербургской ОЭЗ. Активно создаются в стране производства аккумуляторных батарей — надеемся, в 2023 – 2024 годах будем ставить на наш новый транспорт оте­чественные аккумуляторы.

По мнению Дениса Минкина, создавать и производить такую технику в сегодняшних условиях, когда, по сути, в ручном режиме обсуждается каждая единица транспорта и ее комплектация, это сродни подвигу.

С ПК ТС мы работаем вместе. Дорабатываем, находим технические решения. Многие помнят, как трамвай «Витязь» старой поставки пару лет назад шумел при разгоне и торможении (на шум жаловались жители Кировского района). Мы нашли техническое решение — перестроили частоту питания и снизили шум в 10 раз. Или еще пример: поставленная в Петербург система контроля за состоянием водителя изначально реагировала только на азиатские лица (производитель алгоритмов был оттуда), европейские же не воспринимала. Пришлось ее перестраивать — адаптивное решение было найдено на ходу, теперь система работает как часы. И такая доработка идет постоянно…

На сегодняшний день в Северной столице эксплуатируется уже 113 трамваев и 87 троллейбусов, произведенных Невским заводом. За 2022 – 2023 гг. нам должны поступить почти 200 новых трамваев. Всего же в рамках программы обновления городского электротранспорта до 2028 года Петербург должен получить около 600 трамваев. Будут среди них и такие, как «Невский».


#трамвай #общественный транспорт #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7339) от 20.01.2023 под заголовком ««Невский» выходит на рельсы».


Комментарии