Нева впадает в Волгу

Село на живописном берегу Ахтубы (главного притока Волги), на месте которого во второй половине XX века вырос городок гидроэнергетиков Волжский, когда-то называлось Безродным. Обрести узнаваемое лицо, характер, а также обширную «родню» ему помогла Волжская ГЭС. И самыми, пожалуй, влиятельными «родственниками» гидроэлектростанции стали два главных в тот период в СССР ленинградских завода Министерства крупного и тяжелого машиностроения, правопреемником которых сегодня является компания «Силовые машины». В 1958 – 1962 годах турбины и генераторы на строящийся объект везли с берегов Невы. Спустя шесть десятилетий новую жизнь выработавшему свой ресурс оборудованию Волжской ГЭС снова дают петербургские энергомашиностроители.

Нева впадает в Волгу | ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

ФОТО Дмитрия РОГУЛИНА/ТАСС

Совсем недавно на Волжской ГЭС отпраздновали пуск очередного модернизированного гидроагрегата # 9. На нем установлен новый генератор с усовершенствованным вспомогательным оборудованием, а также заменена система возбуждения электрической машины, отремонтированы узлы проточной части гидротурбины (саму турбину и автоматику поменяли в 2002 году).

Пуск обновленной «девятки» – радостное для энергетиков событие, однако прошло оно без особых церемоний. Начальник смены машинного зала Виталий Шабельский подошел к шкафам со сложной автоматикой, снял со стены телефонную трубку, запросил у начальника смены разрешение на включение агрегата и нажал кнопку. Под похожей на огромную морскую звезду верхнелучевой крестовиной что-то негромко загудело и закрутилось. С минуту Шабельский по приборам наблюдал, как турбина набирает обороты, как идут возбуждение-синхронизация-включение в сеть, после чего дал команду машинисту Андрею Путрину спуститься к турбине и осмотреть ее. «Агрегат осмотрен, без замечаний», – коротко доложил Путрин.

Вот, собственно, и весь пуск.

В штате станции около трехсот рабочих. В каждой двенадцатичасовой смене машинного зала трудятся всего четверо – начальник и три машиниста. Они управляют 22 гидроагрегатами, следя за параметрами, подключая и останавливая турбины в зависимости от потребности системы в энергии. Но сейчас в огромном заполненном массивным железом пространстве машинного зала (800 метров в длину, 22 – в высоту и под тридцать – вниз, в тело плотины) десятки людей стучат, сверлят, устанавливают, сваривают, прикручивают... В модернизации агрегатов ГЭС задействованы не менее 250 монтажников, постоянно приезжают специалисты «Силовых машин» и субподрядных организаций.

Модернизация Волжской ГЭС стоимостью 58,4 млрд рублей продлится до 2025 года.

«Вместе с нашим партнером «Силовыми машинами» мы реализуем один из самых масштабных проектов по комплексной модернизации гидрогенерирующих объектов РусГидро, – говорит директор Волжской ГЭС Сергей Бологов. – Уже заменены практически две трети парка турбин и пятая часть генераторов».

Гидрогенератор Волжской ГЭС – один из самых больших в России. Его диаметр – 14,5 метра по ротору и 17 метров по спинке статора. Вес корпуса рабочего колеса почти 80 тонн, лопасти – по 18 тонн каждая, а весь гидроагрегат в сборе составляет почти 1500 тонн. Неподалеку от включенного сегодня в сеть гидроагрегата # 9 в обширном пустом кратере агрегата # 6, выведенного в реконструкцию в январе текущего года, полным ходом ведутся работы по монтажу новой проточной части гидротурбины. В ближайшее время собранное рабочее колесо установят в свою новую камеру. На фоне огромных пустых шахт и собираемых здесь же гигантских статоров (400 тонн) и роторов (835 тонн) для пятой и шестой машин копошащиеся рабочие выглядят муравьями.

«За пять лет идущей полным ходом реконструкции Волжской ГЭС монтажники, что называется, руку набили – работают очень профессионально, – говорит директор представительства «Силовых машин» на Волжской ГЭС Юрий Лытиков. – По сути, здесь созданы удаленные заводские цехи флагманов «Силовых машин» – Ленинградского Металлического завода и «Электросилы». В них трудятся шеф-монтажники, инженеры, представители конструкторских бюро, сотрудники лабораторий компании».

По словам петербургского представителя, у синхронных вертикальных гидрогенераторов в зонтичном исполнении, которые устанавливаются сейчас на станции, усовершенствованная конструкция. Обновленная система охлаждения позволила увеличить максимальную мощность генераторов со 115 до 145 МВт.

«Все турбины, изготовленные для Волжской ГЭС в рамках последних двух контрактов, имеют более совершенный поворотно-лопастный механизм, – поясняет Юрий Лытиков. – Его конструкция исключает использование масла во втулке, что значительно повышает экологичность агрегата, а также позволяет машине лучше переносить разнопеременные нагрузки. Использование высококачественной стали при изготовлении турбин значительно увеличивает межремонтные периоды».

После завершения работ по реконструкции гидротурбин Волжской ГЭС мощность большинства из них увеличится со 118 до 129 МВт, а при условии максимального напора воды – до 145 МВт. Но главное – все конструкторские изменения в комплексе сделали новое оборудование станции существенно надежнее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5574) от 27.10.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург
05 Сентября 2018

Как живут создатели трамваев «Витязь» и «Богатырь» после переезда в Петербург

После закрытия Петербургского трамвайно-механического завода в город переехал Тверской механический завод электротранспорта. О его успехах — в нашем материале.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?
13 Июля 2018

В бланках квартплаты нашлось покушение на мошенничество?

Петербуржцы заплатили неведомые майские долги, которые были массово указаны в долговых счетах ВЦКП. Насколько это оказалось законно? Мы разобрались в вопросе.

Какой будет шестая линия метро в Петербурге
11 Июля 2018

Какой будет шестая линия метро в Петербурге

Метростроители начали монтаж щита для пробивки тоннеля Красносельско-Калининской линии. На всех новых шахтах окружной линии побывали корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...