Неподведенные итоги
Неожиданно завершился международный архитектурный конкурс на концепцию музейно-выставочного комплекса Мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Жюри не приняло окончательного решения, тем самым еще больше осложнив и без того непростую ситуацию, связанную с этим важным для города проектом.
ФОТО Светланы ХОЛЯВЧУК/ИНТЕРПРЕСС
Выставка девяти концепций, допущенных к участию в закрытом конкурсе, открылась 25 августа в манеже Конюшенного ведомства. Обо всех работах архитекторов из России, Германии, Норвегии и Финляндии наша газета сообщала. Тогда же были обозначены узловые проблемы — не полностью проработана концепция комплекса, не принято решение, будет ли он самостоятельным учреждением или частью существующего Музея обороны и блокады Ленинграда. Наконец, самое важное: как успеть построить комплекс к объявленной дате открытия — 27 января 2019 года, дню 75-летия снятия блокады. Забегая вперед, скажем: эта дата остается в силе.
Показ проектов стал главной городской новостью последних дней лета, опередив даже подготовку к 1 сентября. Выставка и публикация проектов на сайте КГА — организатора конкурса — вызвали большой интерес горожан. Результаты народного голосования «бюллетенями» на выставке и в Интернете были объявлены одновременно с решением жюри.
Но об этом — чуть ниже. Гораздо важнее, что 7 сентября, за день до финального заседания жюри, его представители и организаторы конкурса встретились с блокадниками. Как рассказала «СПб ведомостям» Елена Тихомирова, председатель общественной организации «Жители блокадного Ленинграда», первое, о чем спросили ветераны: почему их не пригласили раньше, на стадии подготовки программы конкурса и определения состава его участников. По мнению Тихомировой, место для музея выбрано неудачно. Оно не связано с блокадой и далеко от метро и другого общественного транспорта. Гораздо лучше место рядом с парком Победы у СКК, которое, кстати, ранее обсуждалось, для него даже делались студенческие проекты. Что касается конкурсных концепций, то блокадница считает: все они своими современными формами нарушают невскую панораму, которую задает Смольный собор. Кроме того, во всех предложениях «не читается», что это блокадный мемориал, а это должно быть понятно любому.
Интересно, что похожее мнение высказал нам Владимир Линов, эксперт конкурса по вопросам архитектуры. По его словам, не было показано ярких идей, отвечающих важной блокадной теме. Требуется образ музея-мемориала обороны и блокады Ленинграда, а не музей техники, современного искусства и т. д.
Некоторые блокадники возражали против участия зарубежных архитекторов в таком конкурсе. Их можно понять. Но это еще раз доказывает: как заказчик конкурса — городской Центр выставочных и музейных проектов, так и КГА, должны были заранее встретиться с ветеранами. Объяснить или хотя бы попробовать объяснить им, почему важен международный формат конкурса, ведь блокада это трагедия мирового масштаба.
Теперь о результатах. В голосовании на сайте КГА приняли участие почти 3600 человек. Четверка лидеров такова: «А.Лен» Сергея Орешкина, «Студия 44» Никиты Явейна (на снимке — ее проект музея), бюро Михаила Мамошина, Lahdelma&Mahlamaki (Финляндия). Сенсационным оказалось голосование 2700 человек, пришедших на выставку. Там та же четверка лидеров, но в другом порядке: Lahdelma&Mahlamaki, Мамошин, Орешкин, Явейн. Спиралевидный проект, предложенный финскими архитекторами, понравился многим.
Вечером 8 сентября жюри после четырехчасового обсуждения приняло решение, назвав четыре проекта: Явейн, Земцов, Мамошин, Lahdelma&Mahlamaki достойны реализации. Окончательный выбор предложено сделать блокадникам.
Этот вердикт председатель КГА и член жюри Владимир Григорьев объяснил так: «У нас нет морального права принимать решение без учета мнения тех, кто пережил блокаду». Жюри не стало оглашать результаты рейтингового голосования, кто какое место занял. Таким образом, согласно условиям конкурса, все 9 команд получают по 1,5 млн рублей. Призовые — 1,3 млн, 600 тысяч и 400 тысяч рублей за 1 — 3-е место, соответственно, — пока остаются не разыгранными.
Услышав такие итоги, журналисты снова стали спрашивать про статус комплекса — он будет внутри или вне Музея обороны и блокады Ленинграда? На этот вопрос директор Центра выставочных и музейных проектов Сергей Важенин ответил так: «Это будет новое здание для нового музея, обращенного к следующим поколениям». Вопрос о том, как именно будет учтено мнение блокадников, особенно если они не поддержат ни один из четырех проектов, остался без ответа.
Эта тема активно обсуждалась в кулуарах сразу после объявления решения жюри. Если профессионалы не смогли принять единственного решения, то как это сделать людям солидного возраста, чаще всего далеким от градостроительных проблем? Например, сложный вопрос, который серьезно беспокоит экспертов по транспорту: как будет осуществляться резервирование территории под строительство выхода на поверхность Орловского тоннеля? Этот выход должен окружить комплекс со всех сторон. Существуют чисто музейные вопросы, например, выбор оптимальной формы экспозиционных и выставочных залов. И так далее.
На наш уточняющий вопрос о юридическом статусе будущего комплекса Сергей Курносов, директор Музея обороны и блокады Ленинграда, ответил, что с 25 августа ничего не изменилось, вопрос остается открытым.
Корреспондент «СПб ведомостей» спросил одного из архитекторов «большой четверки», будет ли второй тур и может ли его команда доработать проект? Он честно признался, что решения жюри стало для него полным сюрпризом. Но идея еще месяц поработать — хорошая. Месяц по той причине, что на этот срок продлена выставка концепций в Конюшенном ведомстве. По воле жребия, заранее выбравшего расположение стендов, вся «четверка» находится слева от входа в зал. 8 октября должно быть объявлено окончательное решение жюри.
Продление выставки стало сюрпризом и для Музея истории Петербурга. В манеже Конюшенного ведомства все лето работала выставка больших картин, которую собирались закрыть 10 сентября (до наступления холодов) вместе с архитектурой. Пока это невозможно, картины надо на месте накатывать на валы, а там стоят планшеты. Будем надеяться, что погода пощадит живопись.
Комментарии