Неподсудный гололед

Переход от крещенских морозов к сильнейшей оттепели обернулся шоком для петербуржцев, особенно пожилых. Многие тротуары и внутридворовые дорожки стали практически непроходимыми. Подтверждают это и официальные данные: только за первые два дня оттепели, 27 и 28 января, с травмами от гололеда в «скорую» обратились 160 горожан. При этом десятки, а может быть, и сотни других пострадавших вызывать врачей не стали. Между тем травма при гололеде – дело судебное. Хотя и не всегда выигрышное.

Неподсудный гололед | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

– Это произошло тоже в январский гололед, только прошлого года. Сильно поскользнувшись у дома # 11 по проспекту Солидарности, я при падении почувствовала резкую боль в правой руке. Подняться смогла лишь с помощью прохожих, они и довели меня до ближайшего почтового отделения. Там мне стало плохо, и сотрудники почты вызвали «скорую помощь». Диагноз оказался неутешительным – «перелом руки», – рассказала жительница Невского района Марина Мачнева.

Хотя медицинское обслуживание у нас бесплатное, но без расходов все равно не обойтись. Вот и Марине Матвеевне пришлось потратиться на бандаж, компьютерную диагностику, такси – ходить по гололедным тротуарам в такой ситуации она не всегда решалась. Документально оформленных расходов набралось на 6806 рублей. Сумма, казалось бы, не слишком велика, но для человека, живущего на пенсию, весьма существенна.

Да и нервное потрясение от травмы бесследно не прошло: ухудшилось общее состояние здоровья, рука восстанавливалась долго, несколько недель приходилось просить знакомых о помощи в самых элементарных ситуациях. Чтобы все же компенсировать свои расходы и потери, пенсионерка решила обратиться в Невский районный суд.

– В качестве соответчиков по иску мы определили четыре организации: ОАО «Автопарк Спецтранс # 7», комитет по благоустройству Петербурга, ГКУ «Центр комплексного благоустройства» и администрацию Невского района, – пояснил адвокат Ленинградской областной палаты Олег Галаган. – Кстати, разобраться, кто же должен отвечать за травму, полученную жительницей, было совсем не просто. За состояние тротуаров отвечает один городской комитет, за внутридворовые территории – другой, есть еще управляющие компании и предприятия по уборке. При этом районная администрация, которая вроде бы в первую очередь должна нести ответственность за все, что происходит на территории района, и за то, насколько комфортны или хотя бы безопасны условия жизни населения, получается вообще ни за что не отвечает.

Такова предыстория судебного процесса, сам же он длился почти год. После четырех заседаний Невский районный суд в декабре прошлого года вынес решение: пенсионерке Марине Мачневой в иске о возмещении причиненного ей материального и морального вреда отказать. Суд счел убедительными представленные коммунальными организациями бумаги о том, что уборка проводилась по нормативам и тротуар содержался в надлежащем порядке. А пенсионерке порекомендовали впредь обзаводиться свидетелями и фиксировать свое падение видео- и фотоматериалами.

– И что же, испытывая болевой шок, я в этот момент должна была записывать паспортные данные прохожих, которые помогли подняться, или просить их сначала сфотографировать меня, распростертую на льду? – задается вопросом Марина Мачнева. – При этом вызов скорой и диагноз, поставленный врачами, суд во внимание не принял.

Можно не сомневаться, что в нынешний погодный катаклизм коммунальные службы тоже отчитаются: нормативные положения по уборке дорог и тротуаров они отработали. Хотя результаты были видны далеко не везде. А главное, не очень-то видно было дворников. Как известно, штат работников ручного труда не везде заполнен. Но, помнится, при подготовке к зиме на штабе по благоустройству города чиновники рапортовали о заключенных договорах с аутсорсинговыми компаниями по привлечению дополнительных уборщиков на время экстренных ситуаций. Выдавалось даже указание проверить, насколько состоятельны эти фирмы, имеется ли у них достаточно рабочей силы. Тем не менее авральный призыв кадров, видимо, не слишком удался.

В любом случае функция уборки города остается в сфере ответственности петербургских властей и их подведомственных организаций. Значит, если человек травмировался на гололедном тротуаре, он должен получить полную компенсацию всех потерь.

– По-моему, чиновникам и судье должно быть стыдно за случай с пенсионеркой Мачневой. Четыре городские организации справились с пенсионеркой, отказавшись выплатить даже незначительные средства, потраченные ею на лечение травмы, полученной из-за гололеда. Сейчас мы готовим апелляцию на судебное решение, – сообщил адвокат Галаган. – Пострадавшим же можно порекомендовать: несмотря на шоковое состояние, каким-то образом постараться зафиксировать случай падения, вызвать «скорую» именно на место происшествия и обзавестись свидетелями.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 017 (5634) от 02.02.2016.


Комментарии