Неподсудные стоянки

Первый заместитель председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Вадим Власов заявил на днях, что «на 2017 год стоит задача развивать зону платных парковок с привлечением внебюджетных источников». Тем самым он подтвердил, что город уже не хочет в одиночку развивать проект, который принесет доходы только в перспективе.

Неподсудные стоянки | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

За все время работы зоны платной парковки в Петербурге доход от нее составил около 253 млн рублей, в то время как на организацию парковочного пространства из бюджета потратили не менее 300 млн. В связи с тем что в 2017 году предполагалось охватить зоной платной парковки практически весь центр города (за исключением Васильевского острова), включив в нее около 500 улиц и доведя к 2018-му число платных машино-мест до 49 тыс., объем вложений предстоит куда больший. А вот сколько удастся собрать, еще вопрос.

Дело в том, что из-за несогласованности действий между разными ведомствами в северной столице до сих пор сохраняется ситуация, когда в зоне платной парковки можно стоять - и не платить. Точнее, штраф за это нарушение формально выписывается, но из-за бюрократических барьеров практически не взимается. В результате около 13% водителей за парковку не платят, и пока действенного механизма борьбы с таким явлением в городе найти не удалось.

Недавно КРТИ совместно с управлением Федеральной службы судебных приставов по Петербургу (УФССП), проанализировав ситуацию, сделал неутешительный вывод: «Выявлена невозможность использования сведений УФССП о владельцах транспортных средств для привлечения нарушителей к административной ответственности за неоплату парковки». Дело в том, что судебные приставы имеют доступ к персональным данным только тех автомобилистов, в отношении которых возбуждено исполнительное производство. В результате «принято решение отложить срок привлечения водителей к ответственности за неоплату парковки до тех пор, пока не будет получен доступ к персональным данным всех автомобилистов в полном объеме». А значит, если водитель не проявит себя как благонадежный гражданин, по своей воле заплатив за стоянку, взятки с него гладки.

Впрочем, и развитие всего проекта забуксовало, поскольку два конкурса (по Адмиралтейскому и Петроградскому районам) из трех, предусматривающих разработку проектов расширения зоны платной парковки, признаны несостоявшимися. И теперь реально может идти речь лишь об увеличении ее размеров в Центральном районе.

Если обратиться к опыту других российских регионов, то платные парковки на городских улицах имеются в Москве (от 60 до 200 рублей в час; в Петербурге - 60), Екатеринбурге и Краснодаре (30), а также в Тюмени (25) и Перми (15 рублей в час). Причем Москва накопила в этом деле богатый опыт: там платные парковки в центре появились еще в 2012 году. Однако экономика примерно та же: вложив в создание парковочного пространства около 16 млрд рублей, за всю историю его существования столичным властям удалось собрать не более 10 млрд. Из которых, кстати, до трети приходится на штрафы за неправильную парковку. Впрочем, на существенное превышение расходов над доходами власти Москвы, Петербурга и других мировых столиц идут осознанно.

К примеру, как в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», так и в СПб ГКУ «Городской центр управления парковками» заявляют: их главной целью является не получение дохода, а упорядочение движения транспорта в центре города и побуждение водителей частных автомобилей к использованию общественного транспорта. И здесь они вовсе не одиноки: в Лондоне и Стокгольме, к примеру, власти осознанно ввели высокую плату за стоянку (около $10 в час) для того, чтобы с ее помощью ограничить число желающих ездить на своем авто в центр. В Москве, кстати, идут по тому же пути, поскольку с 2 декабря 2016 года за час стоянки на 133 наиболее загруженных улицах столицы надо отдать уже 200 рублей (а было 130).

«Оценивать эффективность работы платных парковок можно только в единой связке с организацией перехватывающих и всей системой общественного транспорта, - считает специалист по транспортному развитию из ИТМО Сергей Давыдов. - Нужна цельная система оценки деятельности таких зон, позволяющая учесть не только их доходы и расходы, но и влияние на всю логистику города».

Нет принципиальных возражений против платных парковок и у автомобилистов. Во всяком случае Святослав Данилов, руководитель региональной общественной организации «СПбАвто», не раз заявлял, что «система зоны платных парковок - общепризнанный мировой опыт, который хорошо себя зарекомендовал в качестве эффективной меры борьбы с пробками. При этом, правда, как Данилов, так и другие автомобилисты уверены: прежде чем расширять зону в Петербурге, надо тщательно просчитать целесообразность такого шага. Ведь можно вложить миллионы рублей в строительство парковок, а пробки не победить.

Именно такие сомнения, скорее всего, и диктуют логику поведения профильных комитетов Смольного. Ведь в условиях нехватки бюджетных денег вкладываться в не слишком прибыльные проекты, эффективность которых даже с точки зрения совершенствования транспортной инфраструктуры неочевидна, город не готов. И намерен предложить сделать это инвесторам на концессионных условиях, правила которых пока не определены.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 024 (5886) от 09.02.2017.


Комментарии