Неочарованный странник
Для морских путешественников Петербург остается одним из самых привлекательных портов на Балтике. Однако число туристов, прибывающих к нам морем, в последние годы не увеличивается. Росту мешает погода (с этим ничего не поделаешь), но также высокие портовые сборы и, как отмечают иностранцы, недостаточное дружелюбие петербуржцев. Об этом говорили на конференции по круизному туризму, которая прошла в нашем городе.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
В отличие от других направлений туристической отрасли спад спроса на морские путешествия пока невелик и даже почти незаметен. Для этого есть объективные причины: специфика такова, что «глубина продаж» на морские круизы достигает двух лет, и расписание заходов судов составляется на годы вперед. К примеру, уже известно, что в 2015 году в петербургский порт войдет не менее 300 круизных лайнеров. Расписание жесткое: в частности, пассажирская навигация будущего года откроется 2 мая в семь часов утра —в это время к причалу пассажирского порта «Морской фасад» пришвартуется лайнер «Коста Пасифик». И с этого дня практически все 300 швартовок на летнюю навигацию расписаны по дням и часам.
Примерно столько же пассажирских судов зашло в наш город и в 2014-м, так что число туристов, путешествующих на круизных лайнерах, в 2015-м по сравнению с нынешним годом не сократится, их будет около 500 тысяч. Кстати, последний в прошедшую навигацию теплоход с путешественниками —«Марко Поло» —швартовался у «Морского фасада» 22 октября. И теперь у причалов нового петербургского порта до 2 мая никого не ждут.
Получается, что порт работает менее шести месяцев в году. При этом полностью причалы «Морского фасада» были загружены лишь 4 дня за сезон: тогда порт принял по 16 тысяч пассажиров. Здесь, конечно, можно сослаться на специфику круизного бизнеса.
—Регион Балтийского моря занимает третье место в мире по круизным перевозкам. Ежегодно в морские путешествия отправляются 21,7 миллиона туристов. Более трети рынка, 37,3%, занимает Карибский бассейн, 18,9% —Средиземноморье, а на Балтийское море приходится 11,1%, —сообщил коммерческий директор «Морского фасада» Иван Ровный. —Когда сезон на Балтике заканчивается, круизные суда уходят работать в другие бассейны.
Сезоны в туризме, безусловно, не отменишь, но бывают и исключения. Например, в прошлое межсезонье «Морской фасад» все же принял четыре круизных лайнера шведской компании Viking Line. Планировались их заходы и в нынешнем году, но петербургская фирма, продававшая путевки на эти суда, обанкротилась, и вопрос был закрыт. Но не одна эта проблема приводит к усеченному периоду времени работы порта.
Как отмечают специалисты по морским перевозкам, судовладельцы направляют суда в те регионы, где им выгодно работать. Но затраты на круизы по Балтике на 30% больше, чем, скажем, в Средиземном море. Не только из-за климата —приходится включать отопление, но и из-за высоких портовых сборов. Администрация петербургского пассажирского порта «Морской фасад», разумеется, мечтает продлить туристическую навигацию, в частности, за счет снижения портовых сборов в межсезонье. Но пока этот маркетинговый ход не срабатывает.
Как отметил коммерческий директор порта, другая задача, которую ставят организации, принимающие в Петербурге морских туристов, —очаровать путешественников. Пока это не очень получается.
—В результате проведенного опроса пассажиров круизных судов выяснилось, что только 11% из них считают петербургский климат хорошим и лишь 9% положительно отозвались о дружелюбии россиян, —отметил Иван Ровный.
При этом Петербург остается одним из самых привлекательных городов для любителей морских путешествий. 70% собирающихся в круиз по Балтике иностранцев высказывают пожелание посетить северную столицу России. Подтверждается это и реальным пассажиропотоком. Лидером по заходам лайнеров в порты Балтийского моря в нынешнем году является Копенгаген —325 судозаходов, но Петербург уступает ему совсем немного: наш город посетили 319 круизных судов. Мы опережаем и Таллин —297, и Хельсинки —267 швартовок. А вот статистики по повторным посещениям круизными пассажирами нашего города нет.
Кстати, ссылки на сезонность морских путешествий по Балтике все же требуют некоторых корректировок. Как известно, в нашем городе работает компания St. Peter Line, паромы которой круглогодично курсируют по Балтийскому морю. И хотя паромный и круизный бизнес специалисты разделяют, нельзя не отметить, что многие петербуржцы садятся на суда «Принцесса Мария» и «Принцесса Анастасия» именно для того, чтобы совершить круиз по нескольким портам Балтийского моря. В частности, весьма популярны новогодние поездки на паромах, то есть в период, который считается для морских путешествий абсолютно не сезонным.
Значит, и у пассажирского порта «Морской фасад» есть потенциал для привлечения круизных лайнеров в Петербург в любое время года. Но для реализации этого потенциала необходима многолетняя продуманная политика, в том числе активная рекламная программа. Как известно, первое круизное судно новый пассажирский порт принял в сентябре 2008 года. С тех пор прошло шесть лет, а порт по-прежнему работает менее 6 месяцев в году.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.
Комментарии