Неочарованный странник

Для морс­ких пу­те­ше­ст­вен­ни­ков Пе­тер­бург ос­та­ет­ся од­ним из са­мых при­вле­ка­тель­ных пор­тов на Бал­ти­ке. Од­на­ко чис­ло ту­рис­тов, при­бы­ва­ю­щих к нам мо­рем, в пос­лед­ние го­ды не уве­ли­чи­ва­ет­ся. Рос­ту ме­ша­ет по­го­да (с этим ни­че­го не по­де­ла­ешь), но так­же вы­со­кие пор­то­вые сбо­ры и, как от­ме­ча­ют ино­стран­цы, не­до­ста­точ­ное дру­же­лю­бие пе­тер­бурж­цев. Об этом го­во­ри­ли на кон­фе­рен­ции по кру­из­но­му ту­риз­му, ко­то­рая про­шла в на­шем го­ро­де.

Неочарованный странник | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В от­ли­чие от дру­гих на­прав­ле­ний ту­рис­ти­чес­кой от­рас­ли спад спро­са на морс­кие пу­те­ше­ст­вия по­ка не­ве­лик и да­же по­чти не­за­ме­тен. Для это­го есть объ­ек­тив­ные при­чи­ны: спе­ци­фи­ка та­ко­ва, что «глу­би­на про­даж» на морс­кие кру­и­зы до­сти­га­ет двух лет, и рас­пи­са­ние за­хо­дов су­дов со­став­ля­ет­ся на го­ды впе­ред. К при­ме­ру, уже из­вест­но, что в 2015 го­ду в пе­тер­бург­ский порт вой­дет не ме­нее 300 кру­из­ных лай­не­ров. Рас­пи­са­ние жест­кое: в част­нос­ти, пас­са­жир­ская на­ви­га­ция бу­ду­ще­го го­да от­кро­ет­ся 2 мая в семь ча­сов ут­ра —в это вре­мя к при­ча­лу пас­са­жир­ско­го пор­та «Морс­кой фа­сад» при­швар­ту­ет­ся лай­нер «Кос­та Па­си­фик». И с это­го дня прак­ти­чес­ки все 300 швар­то­вок на лет­нюю на­ви­га­цию рас­пи­са­ны по дням и ча­сам.

При­мер­но столь­ко же пас­са­жир­ских су­дов за­шло в наш го­род и в 2014-м, так что чис­ло ту­рис­тов, пу­те­ше­ст­ву­ю­щих на кру­из­ных лай­не­рах, в 2015-м по срав­не­нию с ны­неш­ним го­дом не со­кра­тит­ся, их бу­дет око­ло 500 ты­сяч. Кста­ти, пос­лед­ний в про­шед­шую на­ви­га­цию теп­ло­ход с пу­те­ше­ст­вен­ни­ками —«Мар­ко По­ло» —швар­то­вал­ся у «Морс­ко­го фа­са­да» 22 ок­тяб­ря. И те­перь у при­ча­лов но­во­го пе­тер­бург­ско­го пор­та до 2 мая ни­ко­го не ждут.

По­лу­ча­ет­ся, что порт ра­бо­та­ет ме­нее шес­ти ме­ся­цев в го­ду. При этом пол­нос­тью при­ча­лы «Морс­ко­го фа­са­да» бы­ли за­гру­же­ны лишь 4 дня за се­зон: тог­да порт при­нял по 16 ты­сяч пас­са­жи­ров. Здесь, ко­неч­но, мож­но со­слать­ся на спе­ци­фи­ку кру­из­но­го биз­не­са.

—Ре­ги­он Бал­тий­ско­го мо­ря за­ни­ма­ет третье мес­то в ми­ре по кру­из­ным пере­воз­кам. Еже­год­но в морс­кие пу­те­ше­ст­вия от­прав­ля­ют­ся 21,7 мил­лио­на ту­рис­тов. Бо­лее тре­ти рын­ка, 37,3%, за­ни­ма­ет Ка­риб­ский бас­сейн, 18,9% —Сре­ди­зем­но­мо­рье, а на Бал­тий­ское мо­ре при­хо­дит­ся 11,1%, —со­об­щил ком­мер­чес­кий ди­рек­тор «Морс­ко­го фа­са­да» Иван Ров­ный. —Ког­да се­зон на Бал­ти­ке за­кан­чи­ва­ет­ся, кру­из­ные су­да ухо­дят ра­бо­тать в дру­гие бас­сей­ны.

Се­зо­ны в ту­риз­ме, без­у­слов­но, не от­ме­нишь, но бы­ва­ют и ис­клю­че­ния. На­при­мер, в про­шлое меж­се­зо­нье «Морс­кой фа­сад» все же при­нял четыре кру­из­ных лай­не­ра швед­ской ком­па­нии Viking Line. Пла­ни­ро­ва­лись их за­хо­ды и в ны­неш­нем го­ду, но пе­тер­бург­ская фир­ма, про­да­вав­шая пу­тев­ки на эти су­да, обанкро­ти­лась, и во­прос был за­крыт. Но не од­на эта про­бле­ма при­во­дит к усе­чен­но­му пе­рио­ду вре­ме­ни ра­бо­ты пор­та.

Как от­ме­ча­ют спе­ци­а­лис­ты по морс­ким пере­воз­кам, судо­вла­дель­цы на­прав­ля­ют су­да в те ре­гио­ны, где им вы­год­но ра­бо­тать. Но за­тра­ты на кру­и­зы по Бал­ти­ке на 30% боль­ше, чем, ска­жем, в Сре­ди­зем­ном мо­ре. Не толь­ко из-за кли­ма­та —при­хо­дит­ся вклю­чать ото­пле­ние, но и из-за вы­со­ких пор­то­вых сбо­ров. Ад­ми­ни­стра­ция пе­тер­бург­ско­го пас­са­жир­ско­го пор­та «Морс­кой фа­сад», ра­зу­ме­ет­ся, меч­та­ет про­длить ту­рис­ти­чес­кую на­ви­га­цию, в част­нос­ти, за счет сни­же­ния пор­то­вых сбо­ров в меж­се­зо­нье. Но по­ка этот мар­ке­тин­го­вый ход не сра­ба­ты­ва­ет.

Как от­ме­тил ком­мер­чес­кий ди­рек­тор пор­та, дру­гая за­да­ча, ко­то­рую ста­вят ор­га­ни­за­ции, при­ни­маю­щие в Пе­тер­бур­ге морс­ких ту­рис­тов, —оча­ро­вать пу­те­ше­ст­вен­ни­ков. По­ка это не очень по­лу­ча­ет­ся.

—В ре­зуль­та­те про­ве­ден­но­го оп­ро­са пас­са­жи­ров кру­из­ных су­дов вы­яс­ни­лось, что толь­ко 11% из них счи­та­ют пе­тер­бург­ский кли­мат хо­ро­шим и лишь 9% по­ло­жи­тель­но ото­зва­лись о дру­же­лю­бии рос­си­ян, —от­ме­тил Иван Ров­ный.

При этом Пе­тер­бург ос­та­ет­ся од­ним из са­мых при­вле­ка­тель­ных го­ро­дов для лю­би­те­лей морс­ких пу­те­ше­ст­вий. 70% со­би­ра­ю­щих­ся в кру­из по Бал­ти­ке ино­стран­цев вы­ска­зы­ва­ют по­же­ла­ние по­се­тить се­вер­ную сто­ли­цу Рос­сии. Под­тверж­да­ет­ся это и ре­аль­ным пас­са­жи­ро­по­то­ком. Ли­де­ром по за­хо­дам лай­не­ров в пор­ты Бал­тий­ско­го мо­ря в ны­неш­нем го­ду яв­ля­ет­ся Ко­пен­га­ген —325 су­до­за­хо­дов, но Пе­тер­бург усту­па­ет ему со­всем не­много: наш го­род по­се­ти­ли 319 кру­из­ных су­дов. Мы опе­ре­жа­ем и Тал­лин —297, и Хель­син­ки —267 швар­то­вок. А вот ста­тис­ти­ки по по­втор­ным по­се­ще­ни­ям кру­из­ны­ми пас­са­жи­ра­ми на­ше­го го­ро­да нет.

Кста­ти, ссыл­ки на се­зон­ность мор­с­ких пу­те­ше­ст­вий по Бал­ти­ке все же тре­бу­ют не­ко­то­рых кор­рек­ти­ро­вок. Как из­вест­но, в на­шем го­ро­де ра­бо­та­ет ком­па­ния St. Peter Line, па­ро­мы ко­то­рой круг­ло­го­дич­но кур­си­ру­ют по Бал­тий­ско­му мо­рю. И хо­тя па­ром­ный и кру­из­ный биз­нес спе­ци­а­лис­ты раз­де­ля­ют, не­льзя не от­ме­тить, что мно­гие пе­тер­бурж­цы са­дят­ся на су­да «Прин­цес­са Ма­рия» и «Прин­цес­са Анас­та­сия» имен­но для то­го, что­бы со­вер­шить кру­из по не­сколь­ким пор­там Бал­тий­ско­го мо­ря. В част­нос­ти, весь­ма по­пу­ляр­ны но­во­год­ние по­езд­ки на па­ро­мах, то есть в пе­ри­од, ко­то­рый счи­та­ет­ся для морс­ких пу­те­ше­ст­вий аб­со­лют­но не се­зон­ным.

Зна­чит, и у пас­са­жир­ско­го пор­та «Морс­кой фа­сад» есть по­тен­ци­ал для при­вле­че­ния кру­из­ных лай­не­ров в Пе­тер­бург в лю­бое вре­мя го­да. Но для ре­а­ли­за­ции это­го по­тен­циа­ла не­об­хо­ди­ма много­лет­няя про­ду­ман­ная по­ли­ти­ка, в том чис­ле ак­тив­ная рек­лам­ная про­грам­ма. Как из­вест­но, пер­вое кру­из­ное суд­но но­вый пас­са­жир­ский порт при­нял в сен­тяб­ре 2008 го­да. С тех пор про­шло шесть лет, а порт по-преж­не­му ра­бо­та­ет ме­нее 6 ме­ся­цев в го­ду.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.