Неочарованный странник

Для морс­ких пу­те­ше­ст­вен­ни­ков Пе­тер­бург ос­та­ет­ся од­ним из са­мых при­вле­ка­тель­ных пор­тов на Бал­ти­ке. Од­на­ко чис­ло ту­рис­тов, при­бы­ва­ю­щих к нам мо­рем, в пос­лед­ние го­ды не уве­ли­чи­ва­ет­ся. Рос­ту ме­ша­ет по­го­да (с этим ни­че­го не по­де­ла­ешь), но так­же вы­со­кие пор­то­вые сбо­ры и, как от­ме­ча­ют ино­стран­цы, не­до­ста­точ­ное дру­же­лю­бие пе­тер­бурж­цев. Об этом го­во­ри­ли на кон­фе­рен­ции по кру­из­но­му ту­риз­му, ко­то­рая про­шла в на­шем го­ро­де.

Неочарованный странник | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В от­ли­чие от дру­гих на­прав­ле­ний ту­рис­ти­чес­кой от­рас­ли спад спро­са на морс­кие пу­те­ше­ст­вия по­ка не­ве­лик и да­же по­чти не­за­ме­тен. Для это­го есть объ­ек­тив­ные при­чи­ны: спе­ци­фи­ка та­ко­ва, что «глу­би­на про­даж» на морс­кие кру­и­зы до­сти­га­ет двух лет, и рас­пи­са­ние за­хо­дов су­дов со­став­ля­ет­ся на го­ды впе­ред. К при­ме­ру, уже из­вест­но, что в 2015 го­ду в пе­тер­бург­ский порт вой­дет не ме­нее 300 кру­из­ных лай­не­ров. Рас­пи­са­ние жест­кое: в част­нос­ти, пас­са­жир­ская на­ви­га­ция бу­ду­ще­го го­да от­кро­ет­ся 2 мая в семь ча­сов ут­ра —в это вре­мя к при­ча­лу пас­са­жир­ско­го пор­та «Морс­кой фа­сад» при­швар­ту­ет­ся лай­нер «Кос­та Па­си­фик». И с это­го дня прак­ти­чес­ки все 300 швар­то­вок на лет­нюю на­ви­га­цию рас­пи­са­ны по дням и ча­сам.

При­мер­но столь­ко же пас­са­жир­ских су­дов за­шло в наш го­род и в 2014-м, так что чис­ло ту­рис­тов, пу­те­ше­ст­ву­ю­щих на кру­из­ных лай­не­рах, в 2015-м по срав­не­нию с ны­неш­ним го­дом не со­кра­тит­ся, их бу­дет око­ло 500 ты­сяч. Кста­ти, пос­лед­ний в про­шед­шую на­ви­га­цию теп­ло­ход с пу­те­ше­ст­вен­ни­ками —«Мар­ко По­ло» —швар­то­вал­ся у «Морс­ко­го фа­са­да» 22 ок­тяб­ря. И те­перь у при­ча­лов но­во­го пе­тер­бург­ско­го пор­та до 2 мая ни­ко­го не ждут.

По­лу­ча­ет­ся, что порт ра­бо­та­ет ме­нее шес­ти ме­ся­цев в го­ду. При этом пол­нос­тью при­ча­лы «Морс­ко­го фа­са­да» бы­ли за­гру­же­ны лишь 4 дня за се­зон: тог­да порт при­нял по 16 ты­сяч пас­са­жи­ров. Здесь, ко­неч­но, мож­но со­слать­ся на спе­ци­фи­ку кру­из­но­го биз­не­са.

—Ре­ги­он Бал­тий­ско­го мо­ря за­ни­ма­ет третье мес­то в ми­ре по кру­из­ным пере­воз­кам. Еже­год­но в морс­кие пу­те­ше­ст­вия от­прав­ля­ют­ся 21,7 мил­лио­на ту­рис­тов. Бо­лее тре­ти рын­ка, 37,3%, за­ни­ма­ет Ка­риб­ский бас­сейн, 18,9% —Сре­ди­зем­но­мо­рье, а на Бал­тий­ское мо­ре при­хо­дит­ся 11,1%, —со­об­щил ком­мер­чес­кий ди­рек­тор «Морс­ко­го фа­са­да» Иван Ров­ный. —Ког­да се­зон на Бал­ти­ке за­кан­чи­ва­ет­ся, кру­из­ные су­да ухо­дят ра­бо­тать в дру­гие бас­сей­ны.

Се­зо­ны в ту­риз­ме, без­у­слов­но, не от­ме­нишь, но бы­ва­ют и ис­клю­че­ния. На­при­мер, в про­шлое меж­се­зо­нье «Морс­кой фа­сад» все же при­нял четыре кру­из­ных лай­не­ра швед­ской ком­па­нии Viking Line. Пла­ни­ро­ва­лись их за­хо­ды и в ны­неш­нем го­ду, но пе­тер­бург­ская фир­ма, про­да­вав­шая пу­тев­ки на эти су­да, обанкро­ти­лась, и во­прос был за­крыт. Но не од­на эта про­бле­ма при­во­дит к усе­чен­но­му пе­рио­ду вре­ме­ни ра­бо­ты пор­та.

Как от­ме­ча­ют спе­ци­а­лис­ты по морс­ким пере­воз­кам, судо­вла­дель­цы на­прав­ля­ют су­да в те ре­гио­ны, где им вы­год­но ра­бо­тать. Но за­тра­ты на кру­и­зы по Бал­ти­ке на 30% боль­ше, чем, ска­жем, в Сре­ди­зем­ном мо­ре. Не толь­ко из-за кли­ма­та —при­хо­дит­ся вклю­чать ото­пле­ние, но и из-за вы­со­ких пор­то­вых сбо­ров. Ад­ми­ни­стра­ция пе­тер­бург­ско­го пас­са­жир­ско­го пор­та «Морс­кой фа­сад», ра­зу­ме­ет­ся, меч­та­ет про­длить ту­рис­ти­чес­кую на­ви­га­цию, в част­нос­ти, за счет сни­же­ния пор­то­вых сбо­ров в меж­се­зо­нье. Но по­ка этот мар­ке­тин­го­вый ход не сра­ба­ты­ва­ет.

Как от­ме­тил ком­мер­чес­кий ди­рек­тор пор­та, дру­гая за­да­ча, ко­то­рую ста­вят ор­га­ни­за­ции, при­ни­маю­щие в Пе­тер­бур­ге морс­ких ту­рис­тов, —оча­ро­вать пу­те­ше­ст­вен­ни­ков. По­ка это не очень по­лу­ча­ет­ся.

—В ре­зуль­та­те про­ве­ден­но­го оп­ро­са пас­са­жи­ров кру­из­ных су­дов вы­яс­ни­лось, что толь­ко 11% из них счи­та­ют пе­тер­бург­ский кли­мат хо­ро­шим и лишь 9% по­ло­жи­тель­но ото­зва­лись о дру­же­лю­бии рос­си­ян, —от­ме­тил Иван Ров­ный.

При этом Пе­тер­бург ос­та­ет­ся од­ним из са­мых при­вле­ка­тель­ных го­ро­дов для лю­би­те­лей морс­ких пу­те­ше­ст­вий. 70% со­би­ра­ю­щих­ся в кру­из по Бал­ти­ке ино­стран­цев вы­ска­зы­ва­ют по­же­ла­ние по­се­тить се­вер­ную сто­ли­цу Рос­сии. Под­тверж­да­ет­ся это и ре­аль­ным пас­са­жи­ро­по­то­ком. Ли­де­ром по за­хо­дам лай­не­ров в пор­ты Бал­тий­ско­го мо­ря в ны­неш­нем го­ду яв­ля­ет­ся Ко­пен­га­ген —325 су­до­за­хо­дов, но Пе­тер­бург усту­па­ет ему со­всем не­много: наш го­род по­се­ти­ли 319 кру­из­ных су­дов. Мы опе­ре­жа­ем и Тал­лин —297, и Хель­син­ки —267 швар­то­вок. А вот ста­тис­ти­ки по по­втор­ным по­се­ще­ни­ям кру­из­ны­ми пас­са­жи­ра­ми на­ше­го го­ро­да нет.

Кста­ти, ссыл­ки на се­зон­ность мор­с­ких пу­те­ше­ст­вий по Бал­ти­ке все же тре­бу­ют не­ко­то­рых кор­рек­ти­ро­вок. Как из­вест­но, в на­шем го­ро­де ра­бо­та­ет ком­па­ния St. Peter Line, па­ро­мы ко­то­рой круг­ло­го­дич­но кур­си­ру­ют по Бал­тий­ско­му мо­рю. И хо­тя па­ром­ный и кру­из­ный биз­нес спе­ци­а­лис­ты раз­де­ля­ют, не­льзя не от­ме­тить, что мно­гие пе­тер­бурж­цы са­дят­ся на су­да «Прин­цес­са Ма­рия» и «Прин­цес­са Анас­та­сия» имен­но для то­го, что­бы со­вер­шить кру­из по не­сколь­ким пор­там Бал­тий­ско­го мо­ря. В част­нос­ти, весь­ма по­пу­ляр­ны но­во­год­ние по­езд­ки на па­ро­мах, то есть в пе­ри­од, ко­то­рый счи­та­ет­ся для морс­ких пу­те­ше­ст­вий аб­со­лют­но не се­зон­ным.

Зна­чит, и у пас­са­жир­ско­го пор­та «Морс­кой фа­сад» есть по­тен­ци­ал для при­вле­че­ния кру­из­ных лай­не­ров в Пе­тер­бург в лю­бое вре­мя го­да. Но для ре­а­ли­за­ции это­го по­тен­циа­ла не­об­хо­ди­ма много­лет­няя про­ду­ман­ная по­ли­ти­ка, в том чис­ле ак­тив­ная рек­лам­ная про­грам­ма. Как из­вест­но, пер­вое кру­из­ное суд­но но­вый пас­са­жир­ский порт при­нял в сен­тяб­ре 2008 го­да. С тех пор про­шло шесть лет, а порт по-преж­не­му ра­бо­та­ет ме­нее 6 ме­ся­цев в го­ду.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (5342) от 18.11.2014.


Комментарии