Необычным экспонатом пополнился исторический парк кронштадтского форта «Риф»
Его официальное название «Бетонно-железный капонир», это был эксперимент конца XIX века в области фортификации, созданный в единственном экземпляре. Сооружение было обнаружено около года назад под толстым слоем песка и теперь расчищено как полноценный археологический объект.
ФОТО автора
Как рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Станислав Воробьев, историк, исследователь Кронштадтской крепости, до появления в 1912 году форта «Риф» на его месте в западной оконечности острова Котлин больше двадцати лет действовал инженерный полигон, где испытывали снаряды. В 1892 году под руководством штабс-капитана Леонида Капицы, отца знаменитого физика Петра Капицы, был проведен эксперимент в области фортификации. К кирпичной стене было пристроено железобетонное сооружение с амбразурами для орудий (капонир). Тогда в качестве основы использовали не привычные для нас стальные прутки, а железные полосы и уголки. Толщина стен — примерно полтора метра, в них в три яруса замуровали двадцать пушек. Пространство внутри имеет площадь всего 5 кв. метров, что потребовало применить экспериментальный способ стрельбы — «гальванический». К каждому орудию были подведены провода, оператор удаленно включал электрический ток, который последовательно воспламенял все двадцать зарядов.
Вероятно, сооружение оказалось нефункциональным, образец в серию не пошел. «Когда стали сооружать форт «Риф», сильно подняли уровень земли, чтобы избежать последствий наводнений. Но, что удивительно, тогдашние инженеры решили аккуратно засыпать капонир, ничего не разбирая. Поэтому, когда мы изучали архивные чертежи и фотографии с видами капонира, нам и в голову не приходило, что он целиком сохранился», — поясняет Станислав Воробьев.
Сотрудники парка нашли капонир почти случайно. В прошлом году дождевая вода размыла поверхность земли, и проступила бетонная конструкция. Тогда и начались археологические раскопки. «Когда я впервые попал внутрь, у меня было чувство, сходное с тем, что испытал Говард Картер, когда впервые увидел гробницу фараона Тутанхамона, — признается Воробьев. — Бронзовые орудия прекрасно сохранились».
Вместе с историком заходим внутрь. Действительно, трехдюймовые орудия только покрылись благородной патиной, отчего напоминают петербургские скульптурные монументы. На них выбиты даты — 1869, 1870 и слова: «Ш. К. Юденъ», «Ш. К. Плотниковъ». Наш гид поясняет, что такие пушки стали производить для русской армии в 1867 году, они были первыми нарезными орудиями, но к концу XIX века устарели и не использовались. Фамилии штабс-капитанов означают, что эти офицеры были ответственными за отливку стволов.
Капонир открыт для посещения, но его музеефикация только начинается. Как рассказал Кирилл Коробов, руководитель проекта исторического парка, новый объект включен в предметы охраны форта «Риф», в нынешнем году необходимо провести работы по консервации, особенно это касается железных деталей. «Принимаемся за работу, ведь к нам приезжают туристы со всей России. За три года «Риф» посетили 200 тысяч человек», — сообщил Коробов.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 135 (7464) от 25.07.2023 под заголовком ««Риф» с сюрпризом».
Комментарии