Ненормативная история: хорошая ссора лучше плохого мира?
В течение всего прошедшего года жители дома по Ириновскому проспекту с интересом наблюдали за развитием конфликта ряда граждан с председателем местного ТСЖ. В данном случае очень важно, что он — председатель. И что на язык не сдержан.
ФОТО Petr Magera on Unsplash
Началось все с обиды… Пожилая жительница дома еще в феврале стала свидетелем делового разговора председателя и сотрудника Ростехнадзора, который пришел освидетельствовать лифт. И когда мужчины уже пришли к единому мнению, что лифт в порядке, она рискнула вмешаться: мол, неправда ваша, связи с диспетчером нет. Председатель, как говорится, взорвался: разразился парочкой непечатных слов, а потом добавил печатное, но тоже грубое: «Дура, нажми кнопку».
Женщина решила не спускать оскорбление и подала иск, который рассмотрел мировой судья судебного участка № 88, применив статью 5.61 КоАП РФ («оскорбление»). Статья эта предписывает «наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц — от 30 до 50 тысяч, на юридических лиц — от 100 до 200 тысяч рублей».
При этом председатель своей вины не признал. Мало того, сказал, что выразился исключительно литературно и что не видел иного способа пресечь вмешательство жительницы дома в разговор специалистов.
Ему бы остановиться на этом, извиниться, помириться, но… Как говорится, не на того напали. Председателя понесло прямо в зале суда. Он заявил, что считает истицу невменяемой, поэтому просит суд вообще не рассматривать ее заявление. И судья вынес, наверное, более жесткое решение, чем стоило: признал, что председатель нанес словесное оскорбление, будучи «при исполнении», то есть в качестве должностного лица. Штраф — 30 тысяч рублей.
Но на этом дело не завершилось. Оскорбленная — получается, уже дважды — женщина пожаловалась в прокуратуру. И прокуратура Красногвардейского района обратилась в интересах гражданки в суд с требованием взыскать с председателя уже не штраф в казну, а компенсацию нанесенного ей морального вреда, который она оценила в 300 тысяч рублей. Ныне в прокуратуре не сообщают подробностей. Звучит лишь краткое: «дело рассматривается».
Похоже, у судьи 88‑го судебного участка еще не скоро дойдут руки до этого дела. Иск активной пенсионерки как будто открыл «ящик Пандоры». И из него на председателя посыпались иски — один краше другого.
Следующий иск — тоже от прокуратуры района. Она намеревалась проверить ТСЖ на предмет соблюдения жилищного и гражданского законодательства. Но натолкнулась на нежелание председателя ТСЖ помогать ей. Он просто-напросто не дал прокурорским работникам требуемых документов. Целью того судебного процесса было поговорить с ним о том, почему он не желает содействовать прокуратуре, тем самым нарушая статью 17.7 КоАП РФ. Сам председатель в зале суда отметил, что ему неизвестны основания, послужившие его вызову в суд. А когда суд предъявил постановление об административном правонарушении, заявил, что «данное постановление является актом морального террора со стороны прокуратуры» (цитата из решения суда. — Ред.). Затем вообще ушел, никого не предупредив. Слегка обалдевшие судья и истец пришли к согласию, что процесс можно продолжить и без ответчика. Решение таково: оштрафовать председателя на 2 (две) тысячи рублей. Обоснование — на пяти страницах мелким шрифтом.
А примерно через месяц — еще один иск. На сей раз в суд обратилась Жилищная инспекция. И тоже по поводу непредоставления требуемой информации. В ГЖИ пожаловался собственник одной из квартир, который выразил недовольство стоимостью отопления в последние три года. Инспекция потребовала от ТСЖ расчеты и их обоснование, показания домового счетчика тепла, техническую документацию и проч. и проч. И… не получила ничего.
Эти действия (вернее, бездействие), как сказано в исковом заявлении, повлекли «невозможность проведения или завершения проверки» (часть 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ). В результате — штраф 20 тысяч рублей. Выплачены деньги или нет, неясно. Установленный для этого срок еще не миновал.
Тем временем, как слышно, еще несколько членов ТСЖ собираются так или иначе (самостоятельно либо через прокуратуру или ГЖИ) завлечь председателя в суд: если уж не решить проблему с платежами или с оскорблениями, то хотя бы штрафом наказать…
История грозит стать бесконечной. Причем в основе ее — не реальные проблемы ТСЖ, не стремление улучшить жизнь в доме (и даже не сменить председателя), а показать ему, где раки зимуют, высказать в лицо все, что о нем думают… Аналогичные желания, похоже, бурлят и в самом председателе.
Честно сказать, в сторону не самого вежливого председателя кидать камень не хочется. Он руководит своим домом не хуже иных председателей — во многом даже лучше. И все же… Дом — это не только стены/трубы/подвал/чердак и документы Жилищной инспекции. Самое главное — это живущие в нем люди, которые от прилюдных оскорблений тоже могут, в конце концов, стать «аварийными», «выйти из строя». И тогда, не выдержав, даже 80‑летняя блокадница не пожалеет времени и сил, чтобы защитить свое достоинство в суде.
Конечно, вряд ли стоит рассчитывать, что тому удастся перевоспитать 77‑летнего председателя. Но не исключено, что эта история все же сможет иметь воспитательный эффект: возможно, жители дома поймут, что хорошая ссора в суде иногда бывает лучше плохого мира, основанного на привычке терпеть грубость и высокомерие.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 25 (7601) от 12.02.2024 под заголовком «Ненормативная история».
Комментарии