Нелегко уйти под землю

По статистике, каждый трудоспособный петербуржец каждый день спускается в метро. Даже если вы передвигаетесь на собственном авто, вашу поездку в подземке откатает какой-нибудь «безлошадный» петербуржец. Поэтому развитие метрополитена остается одной из самых актуальных для всех нас тем. Чаще всего о нем в СМИ рассуждают представители власти, которые, однако, не могут дать четкий ответ на вопрос, почему же в Петербурге так редко открываются новые станции. Разъяснить ситуацию в беседе с заместителем главного редактора нашей газеты Александром ВЕРТЯЧИХ постарался главный инженер проекта (ГИП) Красносельско-Калининской линии проектного института «Ленметрогипротранс» Максим ГУБИН.

Нелегко уйти под землю | ФОТО сайта http://life-catalog.ru

ФОТО сайта http://life-catalog.ru

— Максим Юрьевич, как должен развиваться метрополитен Петербурга?

— Метрополитен прежде всего должен идти в застраиваемые районы юго-запада, севера города. Но не стоит забывать и о необходимости разгрузки центральных пересадочных узлов, чему способствовала бы Кольцевая линия. Красногвардейский район в отношении метрополитена находится в какой-то дискриминации. В аэропорт необходимо строить метро, благо уникальное местоположение воздушной гавани в городской черте вкупе с общественным рельсовым транспортом сделает Петербург логистическим центром действительно европейского уровня.

В общем, получается, что необходимо развивать все направления. Это не удивляет, ведь скорость появления новых станций нашего метро отстает от темпов развития города на 15 — 20 лет. От властей хотелось бы только одного — желания строить метро и планомерной работы в этом направлении. Без смены ориентиров каждые два-три года, когда сперва хотим тянуть ветку на юго-запад, а потом срочно меняем направление на северное.


— В какой стадии сейчас проект первой очереди Красносельско-Калининской линии метро?

— В настоящее время проект от станции «Казаковская» (на схемах в вагонах метро она значится «Юго-Западная») до станции «Путиловская» отправлен на повторную государственную экспертизу. Надеюсь, что в ноябре-декабре удастся его согласовать. Что же касается проекта участка от станции «Путиловская» до станции «Обводный канал-2», а также депо «Красносельское», то на государственную экспертизу он будет направлен на будущий год. После того как мы получим положительное заключение по первому участку.


— Насколько сложным объектом для проектировщика является метро?

— Проектирование метрополитена осложнено двумя факторами. Первый — это технические сложности: инженерно-геологические условия; плотная застройка, не позволяющая разместить стройплощадки для вестибюлей станций или вентиляционных шахт; проблемы с инженерно-техническим обеспечением и тому подобное. Но это, что называется, среда проектирования, и основная наша задача — разработать проект, соответствующий этой среде. С этой задачей, имея внушительный опыт, проектная организация вроде нашей всегда справится.

А вот со вторым фактором сложнее. Речь идет о российском законодательстве в области проектирования и строительства транспортных объектов. Оно настолько часто меняется — разумеется, в масштабах сроков проектирования крупного объекта, то есть в течение двух-трех лет, — что подготовить документ, который соответствовал бы всем нормативным документам на дату его экспертизы, крайне сложно.

Государственная экспертиза сегодня немного напоминает забег с препятствиями. Доходит до того, что проект проходит первую экспертизу, по какой-то причине получает отрицательное заключение. За три месяца документация дорабатывается и отправляется на повторную экспертизу. Но в этот промежуток времени поменялись нормативы. И приходится перерабатывать даже те разделы проекта, к которым не было претензий при первой экспертизе.


— Как это сказывается на сроках?

— Раньше срок экспертизы был 90 дней, в целях ускорения ее проведения его сократили до 60 дней. И что вышло? Проект рассматривается экспертами 30 дней, они выдают замечания, на устранение которых у нас остается 30 дней. Этого срока для больших инфраструктурных проектов недостаточно: чтобы скорректировать проект, зачастую надо провести дополнительные инженерные изыскания. Если вы не успеваете исправить проект, то получаете отрицательное заключение и отправляетесь на второй круг.

Хотелось бы, чтобы сроки экспертизы были более гибкими, ведь главная задача — добиться соответствия проекта действующему законодательству и требованиям безопасности. Отрицательных заключений быть не должно, проект должен проходить экспертизу, пока не будет доведен до соответствия нормам.


— Какие «узкие места» в развитии петербургского метро вы считаете самыми трудными?

— Первым и главным «узким местом», которое уже создало массу трудностей для Петербургского метрополитена, является слабое его планирование. Метрополитен — очень сложный объект, который не начинает строиться сиюминутно, как только появляются деньги. Необходимо не только четко знать, где, когда и сколько нужно выделить средств, но и понимать, что и в какой последовательности необходимо делать. Вот этого, к сожалению, в развитии метрополитена нашего города не наблюдается.

Второй проблемой в развитии метро видится недостаток свободной земли в городе. Строительство любой линии не обходится без изъятия земельных участков и объектов недвижимости. Этот процесс очень емкий по времени и часто непредсказуем по результатам, поэтому и решать данные вопросы необходимо до проектирования, а не после него, как происходит сейчас.

И, наконец, третьим «узким местом» метростроения, как и всей строительной отрасли, стала кампания по борьбе с монополиями. Почему работа узких специалистов в конкретной отрасли — профессионалов своего дела на протяжении десятилетий — у нас стала называться «монополизацией рынка»?


— На этом остановимся подробнее: правда, что профессионалов вытесняют из нашего метростроения?

— Немного истории. В Ленинграде — Петербурге за более чем 70 лет развития метро выросли специализированные организации — «Метрострой» и «Ленметрогипротранс», «заточенные» под условия работы в северной столице, сформировавшие многотысячные коллективы квалифицированных специалистов. Причем организации эти создавались за счет города и для города и сегодня в значительной степени принадлежат Петербургу, зависят от него. Не у каждого мегаполиса России есть такой ресурс, но его пытаются вывести из игры.

В Ленинграде была своя «монополия», что не мешало, например, пустить в 1980-е годы 13 станций и более 28 километров линий метрополитена, а также обеспечить строительный задел на следующие десятилетия.

В нашем институте создана школа кадров проектировщиков, мы сохранили классическую структуру проектной организации. Она позволяет главным специалистам отделов, имеющим за плечами не один десяток запроектированных и построенных объектов, передавать опыт молодежи.


— Вы, собственно, и стали «выпускником» этой школы?

— Да, мне постичь азы работы ГИПа помогли старшие товарищи с огромным опытом — Валерий Сергеевич Долгов и Леонид Александрович Меерович. Они, к сожалению, уже ушли на заслуженный отдых, но периодически навещают родной институт. Кроме того, руководство нашего института — это не просто «менеджеры» или «управленцы», а прежде всего технические специалисты высокой квалификации, непосредственно участвующие в оценке и принятии основополагающих проектных решений.


— Интересно ли в тридцать лет быть главным инженером проекта целой линии метро?

— Конечно. Сравним с проектированием жилого дома. Разрабатывая линию метро, надо создать с десяток подобных по конструкции и архитектуре зданий. К этому добавьте километры тоннелей и станции, каждая из которых по оснащенности не уступает железнодорожному вокзалу. То есть проектирование метрополитена вобрало в себя практически все отрасли строительной индустрии.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5338) от 12.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника
02 Августа 2019

Линия жизни. Как появилась традиция отмечать День железнодорожника

В первое воскресенье августа железнодорожники традиционно отмечают профессиональный праздник.

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке
26 Июля 2019

Продается вид изнутри. Почему нельзя было строить «дом с бантиком» на Мойке

Восторг по поводу новой «элитки» в центре города разделяют не все.

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка
23 Июля 2019

Трех мальчиков и одну девочку родила 37-летняя петербурженка

Четверня появилась на свет в перинатальном центре Петербургского педиатрического университета.

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети
23 Июля 2019

Дизайнерскую карту метро Петербурга опубликовали в Сети

Линии подземки на новой схеме изображены по-другому.

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге
22 Июля 2019

Беглов назвал самый быстрый способ получить квартиру в Петербурге

На встрече с жителями Калининского района глава города рассказал о секрете обретения квадратных метров.

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца
12 Июля 2019

И летчику камуфляж пригодится. Экипажи ЗВО переодевают в форму нового образца

Летный комбинезон выполнен по новым технологиям с использованием специальных материалов и пропитки.

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны
01 Июля 2019

Дорога жизни на Индустриальном. Как в Петербурге восстанавливают технику времен войны

В Красногвардейском районе создается новый музей блокады и битвы за Ленинград.

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества
01 Июля 2019

Жулики с подменных номеров. Петербуржцев предупреждают о новом виде мошенничества

Отличить мошенника от настоящего сотрудника банка стало сложнее.

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка
21 Июня 2019

Дорогая клеточка. В Петербурге появилась «вафельная» разметка

Ее цель - заставить водителей заранее оценивать загруженность перекрестка.

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок
19 Июня 2019

Дома растут как грибы. Как на Пулковском шоссе строят Шампиньонный городок

Здесь поселятся 5,5 тыс. человек, во дворе будут свои школа и детский сад.

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга
19 Июня 2019

На мокром месте. Эксперт - о болотах Петербурга

Раньше в районе 18-й - 20-й линий Васильевского острова пройти посуху было невозможно.

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой
18 Июня 2019

Треть пломбира в магазинах Петербурга оказалась подделкой

Производители заменили сливочный жир в мороженом на растительный.