2Vtzqv4Hz9U

Нелегкие пути «человека-паровоза». Кому посвящен памятник на Витебском вокзале

В Световом зале на втором этаже Витебского вокзала пассажиров встречает бронзовая фигура щегольски одетого подтянутого господина на гранитном постаменте с паровозиком в руках. Но это не игрушка, как можно подумать, а макет английского паровоза «Проворный» (одного из двух, купленных Россией). Именно «Проворным» инженер-строитель первой российской железной дороги Франц Антон фон Герстнер управлял лично во время его первого рейса 11 ноября (30 октября по старому стилю) 1837 года. 27 километров от Петербурга до Царского Села паровоз пролетел за 35 минут, обратный путь занял и того меньше — 27 минут. Максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч — феноменальные результаты для путешествий того времени…

Нелегкие пути «человека-паровоза». Кому посвящен памятник на Витебском вокзале | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Человека с паровозом вполне можно назвать и человеком-паровозом: воодушевившись идеей развития железных дорог, он преодолел глухое сопротивление современников и стал настоящим локомотивом в путейской истории ряда стран. Инженер и предприниматель Франц Антон фон Герстнер (1793 – 1840) — строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России.

Он родился в Чехии в семье профессора Франца Иосифа фон Герстнера. Окончил Пражский политехнический институт, затем стал профессором геометрии и землемерного искусства в Венском политехникуме. Изначально целью Франца было осуществление проекта строительства железной дороги для соединения реки Молдавы с Дунаем, который разработал его отец, тоже инженер и профессор. Отказавшись от профессуры, Франц Антон фон Герстнер путешествовал по другим странам для изучения железнодорожного дела.

В 1834 году по приглашению Горного ведомства он прибыл в Россию для обозрения Уральских горных заводов, где задумал приступить к постройке железных дорог. Герстнер самостоятельно объехал множество поселений, разрабатывая план путей между двумя столицами, Москвой и Нижним Новгородом и Казанью. В 1835‑м он представил императору Николаю І бумагу, в которой объяснялись выгоды от строительства железных дорог в России. При этом предприниматель просил о предоставлении ему двадцатилетней привилегии на право сооружения путей сообщения. Он предложил построить железные дороги Петербург — Москва — Одесса (или Таганрог), Москва — Нижний Новгород и Москва — Коломна. Но специальная комиссия, назначенная императором, разрешила только создание опытного участка между Петербургом и Царским Селом с продолжением до Павловска. В 1836 году был подписан соответствующий указ императора, а уже в ноябре 1837‑го первый поезд отправился в путь по железной дороге. Всего через пару лет после ее официального открытия Франц Антон фон Герстнер уехал с семьей в Америку, где неожиданно умер, оставив после себя большое количество трудов. И первую в России железную дорогу, конечно.

Памятник фон Герстнеру был открыт на Витебском вокзале 30 октября 2007 года (скульптор Салават Щербаков). Высота фигуры — 250 см. На лицевой стороне постамента надпись (накладными буквами): «Франц Антон фон Герстнер». Ниже бронзовая доска с надписью: «Автор и строитель первой железной дороги в России Санкт-Петербург — Царское Село — Павловск. Открыта 30 октября 1837 г.».

Мемориальная доска Герстнеру была установлена на здании Витебского вокзала в 1997 году к 160‑летию открытия Царскосельской железной дороги. Надпись на доске: «Францу Антону фон Герстнеру, автору проекта и строителю первой в России железной дороги — Царскосельской. Движение открыто 30 октября (11 ноября) 1837 года».

Скульптура Герстнера включена также в состав памятника строителям железных дорог в России у Казанского вокзала в Москве.


#памятник #Витебский вокзал #железные дороги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7340) от 23.01.2023 под заголовком «Нелегкие пути «человека-паровоза»».


Комментарии