Неизвестным и известным

Художественная секция Градостроительного совета Петербурга одобрила концепцию мемориального комплекса «Могила неизвестного солдата Первой мировой войны» в Царском Селе. Экспертов порадовало желание авторского коллектива во главе с архитектором Владимиром Филипповым показать проект на ранней стадии, выслушать все замечания и продолжать работу над сложным объектом.

Неизвестным и известным  | ФОТО предоставлено КГА

ФОТО предоставлено КГА

Мемориал героям Великой войны должен появиться в 2016 году на Царскосельском братском кладбище, которое было уничтожено в 1950-е годы. Семь лет назад на этом скорбном месте был установлен обелиск с надписью «Памяти героев, павших в Первой мировой войне», а в прошлом году кладбище занесено в реестр объектов культурного наследия.

Авторы мемориала предложили сложную композицию с воссозданием деревянной часовни, напоминающей храм, существовавший на кладбище в 1915 – 1938 годах, Вечным огнем перед обелиском, 26 крестами в память о всех родах войск и гражданских участниках войны, мемориальными плитами с главными военными датами и событиями Первой мировой войны (на снимке).

Члены худсекции напомнили проектантам, что речь идет о могиле неизвестного солдата: мемориал должен быть строгим и простым.

Воссоздание часовни для проведения церковных служб в памятные дни, безусловно, уместно. Большой вопрос, нужны ли 26 крестов, если существует обелиск, который увенчан крестом. Точно так же сомнения у экспертов вызвали «информационные» плиты и двуглавые орлы на кладбищенских воротах. В них много ненужной литературности и мелкой декоративности.

Участники обсуждения говорили о том, что мемориал на Пискаревском кладбище, открытый 55 лет назад, задал в Ленинграде – Петербурге высокий художественный уровень. К нему должны стремиться современные скульпторы и архитекторы. Секция намерена еще раз посмотреть проект комплекса «Могила неизвестного солдата».

Рассмотрение проектов двух мемориальных досок в историческом центре Петербурга привело к прямо противоположным результатам. Одну единогласно отклонили, другую – единодушно поддержали.

Три раза худсекция рассматривала проект мемориальной доски адмиралу Колчаку на доме по Большой Зелениной ул., 3. Его выполнили скульптор Василиса Балашова и архитектор Нестор Энгельке по заказу центра «Белое дело». Единственное место, куда оказалась возможной установка доски, – нижняя часть центрального эркера над входной дверью. Подобных решений в Петербурге нет. В итоге в марте 2015 года секция согласовала вариант, где нет первоначального барельефа адмирала, остался только текст: «В этом доме с 1906 по 1912 год жил выдающийся русский офицер, ученый и исследователь Александр Васильевич Колчак».

Но неожиданно «Белое дело» передумало и решило продвигать проект доски ростовского скульптора Дмитрия Лындина. Это мраморная трехчастная композиция – портрет Колчака на фоне склоненных знамен. Эксперты посчитали, что такая пафосная доска неуместна на скромном брандмауэре.

Проект бронзовой мемориальной доски Александру Желобовскому, главному военному священнику русской армии и флота в 1888 – 1910 годах, создал скульптор Владимир Горевой. Она будет установлена на доме 29/18 по Фурштатской улице, где Желобовский жил последние 16 лет. Худсекция одобрила обобщенное изображение старца без явного портретного сходства, сидящего перед иконой «Богоматерь с младенцем».


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (5585) от 12.11.2015.


Комментарии