Недоступный стадион

Недавний теннисный турнир St. Petersburg Ladies Trophy прошел с огромным успехом, однако его популярность имела и свою оборотную сторону – транспортную. На Южной дороге Крестовского острова выстроились пробки, не все желающие успевали вовремя попасть на матчи. И сразу встал вопрос: если такая проблема возникает на теннисе при пяти тысячах болельщиков, то что же будет на новом футбольном стадионе, когда народу соберется в десять раз больше?

Недоступный стадион | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Тема транспортной доступности появилась сразу же после того, как был обнародован проект реконструкции стадиона имени Кирова – то есть еще десять лет назад. С тех пор утекло много воды, а также бетона, металла и денег, сама арена превратилась в позорный долгострой, и драматический сериал «достроим – не достроим» отодвинул дорожные проблемы на второй план.

Но теперь, когда стройка вышла на финишную прямую, второстепенные вопросы превращаются в главные. Крестовский связывают с городом несколько небольших мостов, а до западной части можно добраться лишь по двум узким дорогам – Южной и Северной. Ясно, что с большими автомобильными потоками острову не справиться, тем более что от логичного съезда со строящегося Западного скоростного диаметра по каким-то причинам решили отказаться.

Опыт советских времен, когда стадион имени Кирова собирал по 70 тысяч болельщиков, здесь мало поможет. Автомобилизация населения была тогда несравнимо меньшей, а готовность людей переносить неудобства – большей, при этом возможности централизованной организации транспорта были гораздо более серьезными. Теперь же любая доставка наземным общественным транспортом упрется в те же самые пробки, в которых стоят обычные машины. Как застревал на теннисном турнире автобус, что возил болельщиков от метро.

Кроме того, во времена СССР западная часть острова была фактически пустой. Теперь же она заселена клубами, ресторанами и т. д., которые не планируют закрываться в дни матчей. Так же как «Сибур-арена» и легкоатлетический манеж «Газпрома», куда людям тоже нужно будет как-то добираться.

Есть, правда, и плюс по сравнению с советскими временами: в паре километров от стадиона появилась станция метро «Крестовский остров». К чемпионату мира неподалеку обещают открыть и станцию «Новокрестовская» – хотя сроки работ вызывают вопросы... К тому же надо учесть давнюю городскую традицию закрывать метро на вход по окончании матчей.

Как власти собираются решать все эти проблемы? Толком неизвестно до сих пор. Помнится, еще в позапрошлом году вице-губернатор Марат Оганесян обещал «в ближайшие дни» опубликовать будущую транспортную схему острова, с анализом и прогнозом движения. Но уж мундиаль близится, а схемы той все нет.

Абстрактным же обещаниям властей о том, что все под контролем, поверить крайне трудно. Если не ладится со стадионом, который у всех на виду, если возникают такие проблемы с метро, то наверняка еще хуже будет с дорогами, где требуется комплексный подход и координация различных служб.

Как обстоят дела с координацией, было видно во время того же теннисного турнира. На Южной дороге выстроилась получасовая пробка, зато по Северной можно было добраться без проблем – но водители об этом не знали. Переориентировать поток было совсем не сложно, но здесь требовалась нормальная работа ДПС, а это у нас из области фантастики. Собирать штрафы или перекрывать дороги – всегда пожалуйста, а вот заниматься организацией движения...

При этом хорошо знаю, сколько усилий для решения вопроса прилагала команда организаторов St. Petersburg Ladies Trophy. Между прочим, отличная команда, все остальные проблемы она решала практически идеально. Но решение этого вопроса было за пределами ее полномочий. А ведь в теннисе проблема логистики стоит не так остро, поскольку зрители приезжают в разное время. И еще тревожнее звучит вопрос: что же будет на футболе?

Пока можно предположить следующее. Полноценной транспортной экспертизы и тем более серьезной подготовки к открытию арены мы не увидим, а дальше власти будут реагировать на проблемы по мере их поступления. Время есть – перед Кубком конфедераций арену должен опробовать «Зенит». А там свои болельщики, как-нибудь потерпят. Да и будет их, возможно, совсем не так много, чтобы создать транспортный коллапс.

Только вот такой подход чреват потерями прежде всего для клуба. Переезд на новую арену для «Зенита» – это новая жизнь. И от того, как пройдут первые матчи на ней, будет зависеть атмосфера на трибунах на долгие годы. И не только атмосфера, но и посещаемость.

Станет ли стадион на Крестовском любимым и уютным домом, вспыхнет ли мода на футбол в городе с новой силой? Или же наоборот, дальний путь и необжитая арена отпугнут многих из тех, кто привык к старенькому, но доступному и домашнему «Петровскому»?

Все будет зависеть от деталей, и едва ли не главная из них – дорога на стадион. Если она превратится в мучение, полных трибун «Зениту» не увидеть никогда, а все планы по развитию клуба, резкий рост посещаемости и т. д. полетят в тартарары.

Что до Кубка конфедераций-2017 и тем более чемпионата мира-2018, то к этому времени что-нибудь наверняка придумают. Иностранные болельщики пойдут пешком, лишние рестораны закроют (хотя бы на время матчей), лишние авто эвакуируют, на улицы в полном составе выйдут лучшие инспекторы ДПС, а то и вовсе перекроют улицы за час до матча. Глобальные мероприятия мы встречать умеем, пусть и ценой неудобств для собственных граждан.

Но важно ведь другое – как мы живем сами. Чемпионат мира не представляет большой ценности сам по себе – это всего лишь праздник, который пройдет. А нам после него жить.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 046 (5663) от 18.03.2016.


Комментарии