Небосвод заштопали

Музей-заповедник «Царское Село» планирует к концу следующего года завершить реставрацию церкви Воскресения Христова. Этот исторический интерьер Екатерининского дворца — шедевр XVIII века — был недоступен для посетителей много десятилетий. Взглянуть на него можно было лишь через окна на хорах.

Небосвод заштопали | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Церковь была заложена в 1745 году в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, оформлена по чертежам Растрелли. Дважды за свою историю она горела — в 1820 и 1863 годах, столько же реставрировалась, после первого несчастья Василием Стасовым, затем — Александром Видовым.

Бережно сохранялся интерьер, утвержденный Елизаветой Петровной. Для окраски стен она выбрала темно-синий цвет берлинской лазури, на фоне которого особенно ярко сияла золоченая резьба. Центральное место в храме занимал алтарь с золочеными колоннами, обвитыми цветочными гирляндами. Потолок над ним закрывал живописный плафон «Слава Святого Духа» с изображением головок ангелов работы Андрея Беллоли. Главный зал церкви украшал плафон, первоначально выполненный Джузеппе Валериани, после пожара замененный работой Василия Шубуева.

Во время войны церковь пострадала от разрушений и разграблений, были украдены почти все иконы, плафон в главном зале уничтожила бомба. В середине 1950-х годов интерьер законсервировали. Возможность приступить к комплексной реставрации у музея появилась лишь два года назад благодаря финансовой помощи компании «Газпром». Работы ведут специалисты давнего партнера музея — Царскосельской янтарной мастерской. Они же восстанавливали Янтарную комнату и возрождали Агатовые комнаты.

Как будет выглядеть храм через неполные полтора года, пока трудно представить, даже обладая богатым воображением. Сегодня его укрывают строительные леса, возведенные в несколько этажей. На каждом уровне, как и в мастерских по соседству, кипит работа, если так можно сказать о трудоемком, не допускающем спешки процессе реставрации архитектурного шедевра. В нем задействованы более семидесяти мастеров высокой квалификации — позолотчики, реставраторы по дереву, живописцы.

Сложность в том, что почти полностью отсутствует иконографический материал, по которому можно восстановить интерьер. Сохранилась одна цветная акварель и единственный снимок.

При возрождении церкви, как и в случае с Агатовыми комнатами, музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов. Принято решение использовать методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат, что соответствует Венецианской хартии по консервации и реставрации памятников и памятных мест. Задача мастеров — максимально сохранить подлинность отделки интерьеров.

— 40 процентов декоративного убранства и значительная часть живописи утрачены полностью, — рассказывает заместитель директора музея по реставрации Наталия Кузнецова. — Принцип нашей работы — тщательная консервация того, что сохранилось. По декоративному убранству стен решение принято. Чтобы интерьер не выглядел «ободранным», декор будет восстановлен по сохранившемуся образцу и установлен на стены. Дабы отличить его от исторического, новая резьба будет без золочения.

К счастью, удалось собрать полный комплект Царских врат, там не будет придуманных деталей. Все фрагменты подлинные либо повторенные по оригиналу.

Проведен анализ окраски стен, это был один из важных вопросов, который пришлось решить в процессе реставрации. Установлено, что деревянные оклеенные холстом панели закреплены на кирпичных стенах. На них выявлено двенадцать красочных слоев разных оттенков — от бирюзового, цвета морской волны, голубого, ярко-синего до последнего ультрамаринового темного цвета. Хотелось восстановить подлинный цвет и не утратить исторический «пирог» из 12 слоев, который до нас дошел.

Под деталями выявили цвет, который датируется 1863 годом. Он соответствует и иконографическому материалу — гравюре. Его сохранность велика, восстановление помогает сохранить все предыдущие слои. Выбрано решение по принципу живописной реставрации. Расчищается исторический цвет, восполняются места его утрат. Помимо красивого глубокого синего тона он был покрыт восковой мастикой и располирован. Состав мастики технологи установили.

На самом верху в алтарной части реставраторы расчищают живописный плафон 1863 года работы Беллоли. На фотографии видно, что перед началом работ он был почти черного от копоти цвета, со следами разрывов от пуль. Его расчистили, укрепили, удалили провисание. «Раны» пришлось аккуратно заштопать, используя медицинские инструменты. На бледно-голубом небосводе сияют нежные ангельские лики.

Остается нерешенным вопрос о судьбе иконописного убранства церкви Воскресения Христова. Из более чем ста икон сохранились две XVIII века на дьяконских дверях иконостаса: «Архангел Гавриил» и «Архангел Михаил» работы Мины Колокольникова.

В начале октября планируется заседание реставрационного совета, где будет приниматься решение о воссоздании живописного убранства алтаря. Как говорит Наталия Кузнецова, есть разные варианты решения. Сколько членов совета, столько и мнений. Выработать одно пока не получалось.

#Царское Село #реставрация #церковь

Комментарии