Не только портретист

Сегодня в анфиладе первого этажа Корпуса Бенуа Русский музей открывает для широкой публики выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения крупнейшего живописца и рисовальщика России Валентина Серова.

Не только портретист | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Он родился в нашем городе в семье композитора и пианистки, рано погрузился в художественную среду. Ребенком пришел в мастерскую Ильи Репина, в молодости сблизился с Абрамцевским художественным кружком, как живописец формировался с художниками «Мира искусства».

В 23 года Серов прославился картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Портреты обеспечили ему признание в обществе и многочисленные заказы.

Имя Серова тут же вызывает в памяти знаменитые портреты. Но не они стали героями выставки, концепция которой ясно обозначена в названии – «Серов не портретист».

«В отличие от предыдущих выставок работ Серова мы фокусируем внимание на всех жанрах, кроме портретного, – рассказывает куратор выставки, ведущий сотрудник отдела русской живописи второй половины ХIХ – ХХ веков Русского музея Владимир Круглов. – Нам хотелось показать, что и в других жанрах и темах, которые были разнообразными на каждом этапе творчества, Серов не менее интересен, талантлив и достоин внимания. Он пейзажист не хуже, чем Левитан или Коровин. Интересна его работа с обнаженной натурой. По уровню дарования он был выше художников своего поколения».

Шесть залов анфилады вместили почти двести произведений. Живопись, графика, скульптура из коллекции Русского музея, других музейных и частных собраний. Много работ из Третьяковской галереи. Там юбилейная выставка Серова откроется в декабре, Русский музей примет в ней участие. Москвичи первыми проявили щедрость, хотя несколько вещей, которые с точки зрения организаторов были нужны, на выставку не приехали по уважительной причине – состоянию сохранности. Это относится к графике. Живописных работ из столицы экспонируется чуть больше, чем из собрания Русского музея. Картина «Парижский бульвар» 1909 года – редкий в творчестве Серова городской мотив – показана впервые, Третьяковка у себя ее не экспонировала.

Много акварелей из музея Бродского. У Исаака Бродского был замечательный вкус, он дружил с художниками, покупал у них работы, ему их дарили. Из его собрания, в частности, эскиз «Голова спасителя» к панно «Хождение по водам». Панно было заявлено в составе выставки, но его реставрация потребовала больше времени, чем предполагалось.

Выставка представляет исторические и религиозные композиции, пейзажи, работы для театра, анималистические жанры, иллюстрации к басням Крылова... Показаны рисунки и гравюры, ценимые знатоками и любителями графики, но малознакомые широкому кругу зрителей. Из-за хрупкости материала и опасности выцветания их редко экспонируют.

Экспозиция строится по жанрам и темам. Пролог – пейзажи, отраженные в рисунках 1880-х годов, – «Старая баня в Домотканово», «Осенний вечер». В «Мостике в Абрамцево» еще много от Репина, но уже скоро ученик преодолеет влияние учителя. Рядом Серов, которого знают все, – картина «Дети», где пейзаж включен в сюжет и влияет на настроение.

Целый зал отдан иллюстрациям, в том числе к басням Крылова, над которыми Серов работал до последних дней жизни: «Лев в старости», «Ворона в павлиньих перьях». Здесь же иллюстрации к «Демону», «Герою нашего времени» Лермонтова. Для собрания сочинений Пушкина создавались «Зимняя дорога» и «Пушкин в поле».

В следующем зале – анималистические работы. В начале ХХ века Серов был крупным анималистом. Много изображений лошадей, которых он рисовал с детства, есть и удивительный «портрет» собаки.

Зал обнаженной натуры открывает большой этюд периода учебы в Академии художеств. Рядом рисунки 1890-х годов, когда Серов сам пришел преподавать в московское училище живописи и ваяния и показывал ученикам мастер-класс.

Нельзя не обратить внимание на блок эскизов и картин, посвященных Петру I, образ которого волновал Серова всю жизнь. В 1900-е годы первенство Серова как мастера психологического портрета, произведений исторического жанра, рисунков, посвященных Петровской эпохе, не вызывало сомнений.

Он был свидетелем Ходынки, видел расстрел 9 января 1905 года из окон Академии художеств. В тот период проявился бескомпромиссный характер художника: он вышел из совета Академии художеств, создал горькую вещь «Солдатушки, бравы ребятушки» и карикатуру с изображением императора с ракеткой под мышкой, награждающего крестами тех, кто разогнал демонстрацию.

На выставке представлены также работы Серова для театра – эскизы к постановке оперы «Юдифь» 1907 года в Мариинском театре и к балету «Шехеразада» для «Дягилевских сезонов» в Париже.

Завершают выставку работы на тему античности, созданные под впечатлением от поездки в Грецию. Финальная точка – один из эскизов «Похищения Европы» из собрания Русского музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 039 (5412) от 06.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.