Главная городская газета

Не только портретист

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Городская хроника 23 мая 2018

Сегодня в выпуске:
Выплата опоздала, но пришла...
Подстанция стала памятником...
Бомба, которой не было...
И другие новости. Читать полностью

«Медвежью лапу» запускают в небеса: высотная застройка в Лахте

Вместо обещанного уютного пригорода в лесу к северу от муниципального округа Лахта-Ольгино может возникнуть уплотненный высотками «спальный» район. Читать полностью

Почему Петергоф ограждается от художников?

Как главную площадь города Петергофа превращают в филиал турецкой Антальи? Как проводил здесь свободное время Герман Греф и по каким пейзажам тоскуют художники? Читать полностью

У площади Восстания появился портал в XIX век

К Дню города в пешеходной зоне на 1-й Советской улице, в двух шагах от площади Восстания, устанавливают бронзовый экипаж. В отличие от конки у станции метро «Василеостровская», этот фаэтон распряжен. Читать полностью

К искусству через туалет: история галереи на Тульской улице

На Тульской построили необычное здание в духе неоконструктивизма, словно прислонившееся боком к соседнему дому. Это «художественная галерея», в которую не попадешь на выставку. Читать полностью

Пульс предместий Петербурга: 22 мая 2018

Для жителей Шушар одна из главных проблем - нехватка выездов из микрорайонов на ключевые магистрали. А что происходит в других пригородах Петербурга? Читать полностью
Реклама
Не только портретист | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сегодня в анфиладе первого этажа Корпуса Бенуа Русский музей открывает для широкой публики выставку, приуроченную к 150-летию со дня рождения крупнейшего живописца и рисовальщика России Валентина Серова.

Он родился в нашем городе в семье композитора и пианистки, рано погрузился в художественную среду. Ребенком пришел в мастерскую Ильи Репина, в молодости сблизился с Абрамцевским художественным кружком, как живописец формировался с художниками «Мира искусства».

В 23 года Серов прославился картинами «Девочка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». Портреты обеспечили ему признание в обществе и многочисленные заказы.

Имя Серова тут же вызывает в памяти знаменитые портреты. Но не они стали героями выставки, концепция которой ясно обозначена в названии – «Серов не портретист».

«В отличие от предыдущих выставок работ Серова мы фокусируем внимание на всех жанрах, кроме портретного, – рассказывает куратор выставки, ведущий сотрудник отдела русской живописи второй половины ХIХ – ХХ веков Русского музея Владимир Круглов. – Нам хотелось показать, что и в других жанрах и темах, которые были разнообразными на каждом этапе творчества, Серов не менее интересен, талантлив и достоин внимания. Он пейзажист не хуже, чем Левитан или Коровин. Интересна его работа с обнаженной натурой. По уровню дарования он был выше художников своего поколения».

Шесть залов анфилады вместили почти двести произведений. Живопись, графика, скульптура из коллекции Русского музея, других музейных и частных собраний. Много работ из Третьяковской галереи. Там юбилейная выставка Серова откроется в декабре, Русский музей примет в ней участие. Москвичи первыми проявили щедрость, хотя несколько вещей, которые с точки зрения организаторов были нужны, на выставку не приехали по уважительной причине – состоянию сохранности. Это относится к графике. Живописных работ из столицы экспонируется чуть больше, чем из собрания Русского музея. Картина «Парижский бульвар» 1909 года – редкий в творчестве Серова городской мотив – показана впервые, Третьяковка у себя ее не экспонировала.

Много акварелей из музея Бродского. У Исаака Бродского был замечательный вкус, он дружил с художниками, покупал у них работы, ему их дарили. Из его собрания, в частности, эскиз «Голова спасителя» к панно «Хождение по водам». Панно было заявлено в составе выставки, но его реставрация потребовала больше времени, чем предполагалось.

Выставка представляет исторические и религиозные композиции, пейзажи, работы для театра, анималистические жанры, иллюстрации к басням Крылова... Показаны рисунки и гравюры, ценимые знатоками и любителями графики, но малознакомые широкому кругу зрителей. Из-за хрупкости материала и опасности выцветания их редко экспонируют.

Экспозиция строится по жанрам и темам. Пролог – пейзажи, отраженные в рисунках 1880-х годов, – «Старая баня в Домотканово», «Осенний вечер». В «Мостике в Абрамцево» еще много от Репина, но уже скоро ученик преодолеет влияние учителя. Рядом Серов, которого знают все, – картина «Дети», где пейзаж включен в сюжет и влияет на настроение.

Целый зал отдан иллюстрациям, в том числе к басням Крылова, над которыми Серов работал до последних дней жизни: «Лев в старости», «Ворона в павлиньих перьях». Здесь же иллюстрации к «Демону», «Герою нашего времени» Лермонтова. Для собрания сочинений Пушкина создавались «Зимняя дорога» и «Пушкин в поле».

В следующем зале – анималистические работы. В начале ХХ века Серов был крупным анималистом. Много изображений лошадей, которых он рисовал с детства, есть и удивительный «портрет» собаки.

Зал обнаженной натуры открывает большой этюд периода учебы в Академии художеств. Рядом рисунки 1890-х годов, когда Серов сам пришел преподавать в московское училище живописи и ваяния и показывал ученикам мастер-класс.

Нельзя не обратить внимание на блок эскизов и картин, посвященных Петру I, образ которого волновал Серова всю жизнь. В 1900-е годы первенство Серова как мастера психологического портрета, произведений исторического жанра, рисунков, посвященных Петровской эпохе, не вызывало сомнений.

Он был свидетелем Ходынки, видел расстрел 9 января 1905 года из окон Академии художеств. В тот период проявился бескомпромиссный характер художника: он вышел из совета Академии художеств, создал горькую вещь «Солдатушки, бравы ребятушки» и карикатуру с изображением императора с ракеткой под мышкой, награждающего крестами тех, кто разогнал демонстрацию.

На выставке представлены также работы Серова для театра – эскизы к постановке оперы «Юдифь» 1907 года в Мариинском театре и к балету «Шехеразада» для «Дягилевских сезонов» в Париже.

Завершают выставку работы на тему античности, созданные под впечатлением от поездки в Грецию. Финальная точка – один из эскизов «Похищения Европы» из собрания Русского музея.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook