Не так припарковались

Широко разрекламированный пилотный проект платных парковок постепенно превращается в еще один питерский долгострой, достойный сравнения со стадионом на Крестовском острове. Общественное недоумение уже сменяется нехорошими подозрениями, причем не только у обычных граждан. Вопросы городским властям задают, в частности, депутаты ЗакСа.

Не так припарковались | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Вопросы эти вообще-то следовало начать задавать давно. Ведь с введением платных парковок Петербург имел хорошие шансы опередить Москву. Необходимость подобной меры была очевидна еще в конце прошлого десятилетия, когда оба мегаполиса стали задыхаться в пробках. Тем более что мера проверенная: платные парковки во многих странах работают давно и успешно, заставляя автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт и велосипеды, а заодно пополняя городские бюджеты.

И вот несколько лет назад процесс пошел и у нас. Был принят соответствующий федеральный закон, летом 2011 года последовал городской, так что законодательная база была готова. Городской комитет по транспорту начал разрабатывать концепцию, взявшись для начала за изучение транспортных потоков.

Но сменился губернатор, и тема как-то забылась. Не совсем понятно, как распорядились бюджетными средствами, выделенными на то самое изучение, – ну да что уж теперь. Так или иначе, примерно три года Петербург потерял, а Москва тем временем на месте не стояла – в ноябре 2012 года заработал первый пилотный проект внутри Бульварного кольца, а дальше последовало резкое расширение вплоть до Третьего транспортного.

Столичный опыт, правда, противоречив. Пробки действительно уменьшились, однако автомобилисты большей частью недовольны. При этом, по данным РБК, финансовые результаты сомнительны: на обустройство парковок затратили более 16 миллиардов рублей, а пополнение бюджета составило менее четырех.

Отчасти отрицательный баланс объясним: зона платных парковок в Москве расширяется очень быстро, и вполне естественно, что затраты опережают доходы – все должно окупиться в будущем. Кроме того, расходы там включают многие вещи, которые прямо к парковкам не относятся, – например, закупку эвакуаторов. Что до возможных злоупотреблений, то здесь и обсуждать нечего...

Казалось бы, Петербург отчасти в выигрышном положении – замявшись на старте, он зато мог в полной мере использовать столичный опыт, а значит, делать все быстрее и качественнее. На деле же вышло наоборот – проект претворяется в жизнь невероятно медленно, при этом постоянно удается наступать на московские грабли, а заодно изобретать и свои собственные.

Настоящим ноу-хау питерских чиновников стала, например, демонстрационная парковка на Караванной, работавшая в... бесплатном режиме. Более бессмысленный эксперимент трудно себе представить. Удивительно, кстати, что эта замечательная инициатива не вызвала вопросов депутатов и контрольно-счетной палаты.

Вопросы возникли позже, уже с основным пилотным проектом на 3500 машино-мест между Невским проспектом и Кирочной улицей. Весной этого года депутат ЗакСа Алексей Макаров направил запрос на имя тогдашнего вице-губернатора Марата Оганесяна по поводу трех госконтрактов, заключенных городским комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, на общую сумму 116 миллионов 559 тысяч 488 рублей в рамках создания системы «Единое городское парковочное пространство».

Удивление депутата, к примеру, вызвал такой нюанс: госконтракт на поставку, монтаж и установку парковочного оборудования был заключен 28 ноября 2014 года, а уже через 12 дней, 10 декабря, он был исполнен ООО «НТЦ «Измеритель», подписан акт о приемке выполненных работ. Аналогичная ситуация и с госконтрактом по созданию системы управления единым парковочным пространством (тот же самый «Измеритель»), а также с госконтрактом по созданию системы мониторинга (ЗАО «Горизонт-Телеком»).

Получается, за 12 дней были установлены, испытаны и введены в эксплуатацию 100 паркоматов, 3 тысячи датчиков занятости парковочных мест, 300 меток определения категории транспортных средств, 30 табло и создана вся система управления. Притом что даже согласно техзаданию эта система только 14 дней должна была испытываться! Что до паркоматов, то, по данным СМИ, их 19 декабря лишь начали устанавливать. Похоже, налицо явные нарушения.

– Я могу понять причину этих нарушений: все хотят потратить бюджетные деньги к концу года, – замечает по этому поводу Алексей Макаров. – И я бы, возможно, не стал поднимать этот вопрос, если бы платные парковки действительно заработали. Но их нет.

Вопросы, надо сказать, депутат ставит довольно жестко: «В связи с какими обстоятельствами система платной парковки до настоящего времени не введена в эксплуатацию и простаивает?», «Считаете ли вы правдоподобными сведения о реализации целого комплекса мероприятий по организации платного парковочного пространства за 12 дней?».

Любопытно, что в своем ответе, полученном 1 апреля, Марат Оганесян вопросы парламентария проигнорировал. Вместо этого он изложил уже озвученные к тому времени в СМИ предполагаемые тарифы (60 рублей в час, с 8 утра до 8 вечера), а также срок начала опытной эксплуатации – июнь 2015 года (между прочим, еще в феврале пилотную зону обещали запустить 1 мая). Самое же интересное в ответе вице-губернатора – это экономическая оценка:

«При планируемой загрузке пилотной зоны в 60% доход от ее эксплуатации за период июль – декабрь 2015 года составит 263,5 млн руб. Расходы на строительство и содержание пилотной зоны в 2015 году составляют 343,5 млн руб... В 2016 году доход составит 450,2 млн руб. Расходы на эксплуатацию – 98,7 млн руб. Таким образом, за 1,5 года эксплуатации чистый доход составит 278,5 млн руб. Полная окупаемость проекта составит один календарный год с 01.07.2015 по 01.07.2016». Любопытно, что о расходах 2014 года Оганесян не упомянул вовсе.

Между тем в июне, как мы уже знаем, пилотный проект не заработал. Ждать этого срока Алексей Макаров не стал и еще в апреле отправил новый запрос – теперь уже губернатору Георгию Полтавченко. Ответ, поученный 12 мая, еще более туманный. Как и Оганесян, градоначальник ссылался на то, что «в настоящее время проводится тестирование, запуск системы невозможен без тестовой эксплуатации всех компонентов». При этом срок начала работы уже изменился: «Ввод в эксплуатацию пилотной зоны платной парковки планируется в III квартале 2015 года». Вот такой неясный ориентир. Вроде бы сейчас предполагается, что проект заработает в августе, но с учетом многократных переносов никто не удивится, если и к концу нынешнего года система не заработает вовсе.

Вызывает сомнения и ряд других моментов. Так, победителем конкурса стала компания «НТЦ «Измеритель», которая в 2012 году ставила первые паркоматы в Москве. Однако ее деятельность тогда вызвала массу нареканий, и в столице переключились на другие фирмы. Возможно, «Измеритель» в тех проблемах был не так уж виноват, но все равно неприятный осадок остался. Не совсем понятно и то, кто сейчас платит за восстановление порушенных вандалами паркоматов: город или подрядчик?

Смущает и информационная закрытость. Так, сомнения снял бы некий стратегический документ, обобщающий московский опыт: что именно мы берем на вооружение, а что – нет. Четкие детали, как будет функционировать проект, до сих пор толком не опубликованы. Я уж не говорю о тестовой эксплуатации, на которую ссылаются чиновники. Пригласили бы журналистов, показали все, рассказали – многие бы вопросы отпали.

Наконец, осталось загадкой, зачем первый блин, который всегда комом, сделали таким большим. Будь пилотный проект не на 3500 машино-мест, а на 350, запустить его было бы намного легче. Почему же начали с большого, а не с малого? Не потому ли, что на большом проекте проще совместить общественную выгоду с личной?

– У меня именно такое впечатление, – замечает Алексей Макаров. – Лично я совсем не против платных парковок, при нынешнем развитии мегаполисов считаю это неизбежной мерой, иначе город задохнется в пробках. Однако пока что мы видим не платные парковки, а совсем другое. Я против того, чтобы важный для города проект превращался в кормушку для чиновников.

До концовки между тем далеко, история продолжается. Пока идут непонятные «тестовые работы», Макаров обратился в Контрольно-счетную палату с просьбой разобраться в упомянутых госконтрактах конца 2014 года. КСП затребовала документы, обещает пролить свет на эту историю. «Санкт-Петербургские ведомости» будут следить за развитием событий.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 126 (5499) от 14.07.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...