Главная городская газета

Не так припарковались

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Петербург готовится ко дню ВМФ

Первые репетиции парада - ночные, отчего время разводки мостов удлиняется до шести утра. А днем можно заметить верные признаки приближения праздника - швартовые бочки на Неве. Читать полностью

На дорогах Петербурга стартовал второй этап ремонта

Большой праздник футбола закончился, и на дорогах города начинаются ремонтные будни. Разберемся в списке адресов, которые затронул второй этап масштабных работ. Читать полностью

Городская хроника: важное в Петербурге 19 июля 2018

Сегодня в выпуске:
Светофоры и зебры...
Маузер артиллериста...
На Амуре спасли человека...
И другие новости. Читать полностью

Смольный оштрафовал подрядчика «Санкт-Петербург Арены» на 289 млн рублей

Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти поддержал иск. Ответчик не выполнил всех обязательств при строительстве стадиона. Читать полностью

Как петербуржцы борются с назойливой рекламой секс-услуг

Расклеенная повсюду реклама интимных услуг вызывает все большее раздражение у горожан. Мы узнали, как простые петербуржцы дают отпор назойливым объявлениям. Читать полностью

Ремонтные работы перекроют проезд на КАДе

Автомобилистов просят внимательнее выбирать маршрут. Подробнее - в нашем материале. Читать полностью
Реклама
Реклама
Не так припарковались | ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Широко разрекламированный пилотный проект платных парковок постепенно превращается в еще один питерский долгострой, достойный сравнения со стадионом на Крестовском острове. Общественное недоумение уже сменяется нехорошими подозрениями, причем не только у обычных граждан. Вопросы городским властям задают, в частности, депутаты ЗакСа.

Вопросы эти вообще-то следовало начать задавать давно. Ведь с введением платных парковок Петербург имел хорошие шансы опередить Москву. Необходимость подобной меры была очевидна еще в конце прошлого десятилетия, когда оба мегаполиса стали задыхаться в пробках. Тем более что мера проверенная: платные парковки во многих странах работают давно и успешно, заставляя автомобилистов пересаживаться на общественный транспорт и велосипеды, а заодно пополняя городские бюджеты.

И вот несколько лет назад процесс пошел и у нас. Был принят соответствующий федеральный закон, летом 2011 года последовал городской, так что законодательная база была готова. Городской комитет по транспорту начал разрабатывать концепцию, взявшись для начала за изучение транспортных потоков.

Но сменился губернатор, и тема как-то забылась. Не совсем понятно, как распорядились бюджетными средствами, выделенными на то самое изучение, – ну да что уж теперь. Так или иначе, примерно три года Петербург потерял, а Москва тем временем на месте не стояла – в ноябре 2012 года заработал первый пилотный проект внутри Бульварного кольца, а дальше последовало резкое расширение вплоть до Третьего транспортного.

Столичный опыт, правда, противоречив. Пробки действительно уменьшились, однако автомобилисты большей частью недовольны. При этом, по данным РБК, финансовые результаты сомнительны: на обустройство парковок затратили более 16 миллиардов рублей, а пополнение бюджета составило менее четырех.

Отчасти отрицательный баланс объясним: зона платных парковок в Москве расширяется очень быстро, и вполне естественно, что затраты опережают доходы – все должно окупиться в будущем. Кроме того, расходы там включают многие вещи, которые прямо к парковкам не относятся, – например, закупку эвакуаторов. Что до возможных злоупотреблений, то здесь и обсуждать нечего...

Казалось бы, Петербург отчасти в выигрышном положении – замявшись на старте, он зато мог в полной мере использовать столичный опыт, а значит, делать все быстрее и качественнее. На деле же вышло наоборот – проект претворяется в жизнь невероятно медленно, при этом постоянно удается наступать на московские грабли, а заодно изобретать и свои собственные.

Настоящим ноу-хау питерских чиновников стала, например, демонстрационная парковка на Караванной, работавшая в... бесплатном режиме. Более бессмысленный эксперимент трудно себе представить. Удивительно, кстати, что эта замечательная инициатива не вызвала вопросов депутатов и контрольно-счетной палаты.

Вопросы возникли позже, уже с основным пилотным проектом на 3500 машино-мест между Невским проспектом и Кирочной улицей. Весной этого года депутат ЗакСа Алексей Макаров направил запрос на имя тогдашнего вице-губернатора Марата Оганесяна по поводу трех госконтрактов, заключенных городским комитетом по развитию транспортной инфраструктуры, на общую сумму 116 миллионов 559 тысяч 488 рублей в рамках создания системы «Единое городское парковочное пространство».

Удивление депутата, к примеру, вызвал такой нюанс: госконтракт на поставку, монтаж и установку парковочного оборудования был заключен 28 ноября 2014 года, а уже через 12 дней, 10 декабря, он был исполнен ООО «НТЦ «Измеритель», подписан акт о приемке выполненных работ. Аналогичная ситуация и с госконтрактом по созданию системы управления единым парковочным пространством (тот же самый «Измеритель»), а также с госконтрактом по созданию системы мониторинга (ЗАО «Горизонт-Телеком»).

Получается, за 12 дней были установлены, испытаны и введены в эксплуатацию 100 паркоматов, 3 тысячи датчиков занятости парковочных мест, 300 меток определения категории транспортных средств, 30 табло и создана вся система управления. Притом что даже согласно техзаданию эта система только 14 дней должна была испытываться! Что до паркоматов, то, по данным СМИ, их 19 декабря лишь начали устанавливать. Похоже, налицо явные нарушения.

– Я могу понять причину этих нарушений: все хотят потратить бюджетные деньги к концу года, – замечает по этому поводу Алексей Макаров. – И я бы, возможно, не стал поднимать этот вопрос, если бы платные парковки действительно заработали. Но их нет.

Вопросы, надо сказать, депутат ставит довольно жестко: «В связи с какими обстоятельствами система платной парковки до настоящего времени не введена в эксплуатацию и простаивает?», «Считаете ли вы правдоподобными сведения о реализации целого комплекса мероприятий по организации платного парковочного пространства за 12 дней?».

Любопытно, что в своем ответе, полученном 1 апреля, Марат Оганесян вопросы парламентария проигнорировал. Вместо этого он изложил уже озвученные к тому времени в СМИ предполагаемые тарифы (60 рублей в час, с 8 утра до 8 вечера), а также срок начала опытной эксплуатации – июнь 2015 года (между прочим, еще в феврале пилотную зону обещали запустить 1 мая). Самое же интересное в ответе вице-губернатора – это экономическая оценка:

«При планируемой загрузке пилотной зоны в 60% доход от ее эксплуатации за период июль – декабрь 2015 года составит 263,5 млн руб. Расходы на строительство и содержание пилотной зоны в 2015 году составляют 343,5 млн руб... В 2016 году доход составит 450,2 млн руб. Расходы на эксплуатацию – 98,7 млн руб. Таким образом, за 1,5 года эксплуатации чистый доход составит 278,5 млн руб. Полная окупаемость проекта составит один календарный год с 01.07.2015 по 01.07.2016». Любопытно, что о расходах 2014 года Оганесян не упомянул вовсе.

Между тем в июне, как мы уже знаем, пилотный проект не заработал. Ждать этого срока Алексей Макаров не стал и еще в апреле отправил новый запрос – теперь уже губернатору Георгию Полтавченко. Ответ, поученный 12 мая, еще более туманный. Как и Оганесян, градоначальник ссылался на то, что «в настоящее время проводится тестирование, запуск системы невозможен без тестовой эксплуатации всех компонентов». При этом срок начала работы уже изменился: «Ввод в эксплуатацию пилотной зоны платной парковки планируется в III квартале 2015 года». Вот такой неясный ориентир. Вроде бы сейчас предполагается, что проект заработает в августе, но с учетом многократных переносов никто не удивится, если и к концу нынешнего года система не заработает вовсе.

Вызывает сомнения и ряд других моментов. Так, победителем конкурса стала компания «НТЦ «Измеритель», которая в 2012 году ставила первые паркоматы в Москве. Однако ее деятельность тогда вызвала массу нареканий, и в столице переключились на другие фирмы. Возможно, «Измеритель» в тех проблемах был не так уж виноват, но все равно неприятный осадок остался. Не совсем понятно и то, кто сейчас платит за восстановление порушенных вандалами паркоматов: город или подрядчик?

Смущает и информационная закрытость. Так, сомнения снял бы некий стратегический документ, обобщающий московский опыт: что именно мы берем на вооружение, а что – нет. Четкие детали, как будет функционировать проект, до сих пор толком не опубликованы. Я уж не говорю о тестовой эксплуатации, на которую ссылаются чиновники. Пригласили бы журналистов, показали все, рассказали – многие бы вопросы отпали.

Наконец, осталось загадкой, зачем первый блин, который всегда комом, сделали таким большим. Будь пилотный проект не на 3500 машино-мест, а на 350, запустить его было бы намного легче. Почему же начали с большого, а не с малого? Не потому ли, что на большом проекте проще совместить общественную выгоду с личной?

– У меня именно такое впечатление, – замечает Алексей Макаров. – Лично я совсем не против платных парковок, при нынешнем развитии мегаполисов считаю это неизбежной мерой, иначе город задохнется в пробках. Однако пока что мы видим не платные парковки, а совсем другое. Я против того, чтобы важный для города проект превращался в кормушку для чиновников.

До концовки между тем далеко, история продолжается. Пока идут непонятные «тестовые работы», Макаров обратился в Контрольно-счетную палату с просьбой разобраться в упомянутых госконтрактах конца 2014 года. КСП затребовала документы, обещает пролить свет на эту историю. «Санкт-Петербургские ведомости» будут следить за развитием событий.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook