Не строй под стрелой. В Петербурге появится собственный «парк безопасности»

Самая высокая доля травматизма и гибели на производстве - в сфере строительства. Почти четверть всех случаев. Это больше, чем в обрабатывающих производствах (там 18%), на транспорте (12%), в сельском и лесном хозяйстве... Только 15 - 20% несчастных случаев происходит из-за отказа техники. Остальное - человеческий фактор. Заведующий кафедрой техносферной безопасности СПбГАСУ, кандидат военных наук, доцент Виталий Цаплин раскладывает причину «на составляющие»: плохая обученность, несоблюдение правил охраны труда, а главное - «психологическая неготовность их соблюдать». Работник не боится за свою жизнь - точнее, не понимает меру опасности и, следовательно, что делать, чтобы опасности избежать. Новый российско-финский проект, как полагают, должен принципиально изменить ситуацию.

Не строй под стрелой. В Петербурге появится собственный «парк безопасности» | Спокойно, это не человек падает, а манекен, но зрелище правдоподобное, пугающее и поучительное. ФОТО предоставлено СПбГАСУ

Спокойно, это не человек падает, а манекен, но зрелище правдоподобное, пугающее и поучительное. ФОТО предоставлено СПбГАСУ

- Виталий Васильевич, вероятно, такая дикая статистика по травматизму на производстве - из-за нашего менталитета: бог не выдаст, свинья не съест.

- На одном из форумов «Всероссийская неделя охраны труда» в Сочи представитель одной из энергокомпаний Краснодарского края рассказывал: строится линия электропередачи, рабочим выдали спецодежду, которая должна защитить от удара током в сотни вольт... А рабочие наверху монтируют эту линию в шортах, вьетнамках, на головах треуголки из газеты. Говорят: «А так привычнее». Очевидно, что они просто себе не представляют, какой трагедией это чревато.

Правда, есть примеры «от обратного». В известной российско-финской строительной компании, знаете, как в футболе - введена система желтых и красных карточек: за первые два нарушения - по желтой карточке, за третье - красная и увольнение. Каждый рабочий день начинается с инструктажа по видам работ и по правилам техники безопасности, а на стройплощадках висят экраны, на которых обозначено количество дней без несчастных случаев. Это хороший стимул, никто не хочет эту статистику «обнулить», тем более собой. И компания-то российско-финская, но на территории России в ней работают наши люди.

Или другой пример: руководство группы компаний, которые занимаются подготовкой территорий под строительство, тоже «наши люди», но озабочены безопасностью труда настолько, что инструкции по технике безопасности дают не только самим работникам, но и их женам.

- Женам-то зачем?

- Ну вот собирает она супруга на работу, бутерброды ему готовит, а чем работа опасна, вряд ли имеет понятие. А почитает инструкцию - лишний раз спросит, предупредит.

Менталитет - дело поправимое. Вы сами вспомните: россиянин только пересекает границу - и сразу делается «европейцем». Потому что попадает в соответствующую среду. К тому же повышенный травматизм в строительстве и другими причинами объясняется: большая текучесть кадров - значит вопрос обучения персонала определяющий и постоянный, но зачастую это слабое звено. У нас так: строительная компания может состоять из 15 - 20 человек, а дальше нанимают подрядные организации и не очень отслеживают компетентность подрядчика.

Мы создадим среду, которая учитывала бы эти «слабые звенья». В ноябре стартовал российско-финский проект SAFECON, в результате которого на территории Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета появится площадка, на которой техника безопасности будет преподаваться по-новому. Несоблюдение правил там будет просто немыслимым.

Подобные парки есть в Финляндии - и график смертности на рабочих местах там резко пошел вниз. Причем строит парки не государство, не образовательные учреждения, а сами компании. Они заинтересованы, потому что несчастные случаи на производстве - это огромные выплаты пострадавшим, простои в работе, испорченная репутация.

- Что эти парки собой представляют?

- На довольно большой территории представлены разные виды производственных работ, что называется, в натуральную величину: земляные, бетонные, грузоподъемные, работы на высоте, столярные, отделочные, электротехнические и так далее.

Это инсталляции, которые показывают, как выглядит правильно оборудованное рабочее место и правильно экипированный рабочий - и что происходит, если правила не выполняются. На манекенах, но, извините, жестко, «с кровью». Вот пример из парка в Эспоо, имитация: рабочий (манекен) упал на торчащую арматуру. На всякую торчащую арматуру должны надеваться специальные колпаки, но часто ли вы такое видели?

Привычные инструктажи и агитационные плакаты о профессиональных рисках мало работают: информируют, но не воздействуют на эмоции, не возникает чувство страха за свою жизнь. Психологи скажут: чтобы человек соблюдал правила, нужна мотивировка.

- Где этот парк разместится?

- В одном из наших зданий на Фонтанке в цокольном этаже развернем учебный комплекс с компьютерами - это для теоретических занятий. Во дворах будут инсталляции - отделочные работы, столярные, электротехнические и так далее, там будет тяжелая техника, одноковшовый экскаватор, бетонный насос. У университета есть еще территория в Красном Селе - возможно, получится и ее задействовать.

- Проект российско-финский, в рамках приграничного сотрудничества «Россия - ЕС»...

- Да, в нашем случае - юго-восточной Финляндии и Северо-Запада России, где довольно много совместных предприятий. Финансирование проекта - со стороны Евросоюза и России. Заявку мы с финнами подали еще в 2015 году, а начать получилось только сейчас. Вообще наша заявка была в числе семи победителей из 26 претендентов. С нашей стороны работают СПбГАСУ и психологи из ЛГУ имени Пушкина, с финской - два университета, Сайменский и XAMK.

Будущая аудитория этого парка - строительные компании Северо-Запада России и юго-восточной Финляндии, работодатели (по постановлению правительства, топ-менеджмент предприятий обязан повышать квалификацию каждые три года), должностные лица в органах госуправления, рабочие. Даже школьники и детсадовцы - конечно, программа будет учитывать возраст.

- Что мы получим от проекта - понятно, а финны?

- Во-первых, занятия для сотрудников, которые работают на российской территории. Во-вторых, у нас студенческий обмен, так что и финские студенты будут тут учиться. В-третьих, в Финляндии «парки безопасности» не работают зимой: сложно следить за большой территорией, а у нас часть комплекса разместится на закрытой площадке. Наконец, у финнов это только инсталляции: работников привозят туда целыми автобусами с предприятий, экскурсию проводит их же специалист по технике безопасности. А у нас все-таки образовательное учреждение, так что мы разрабатываем целые пакеты учебных программ для каждого вида работ.

Для кого-то весь курс должен уложиться в одно занятие, кому-то для повышения квалификации нужны 8 - 16-часовые курсы. Если судить по опыту финнов, там на стройплощадку не допускают человека, если он не был на таком комплексе, это обязательно раз в год.

- Но если по-честному: на нас не давят евросоюзные требования, и с какой стати предприятия будут командировать в этот парк своих рабочих?

- Понятно, что прямо завтра все не переменится. Но уже если на занятиях побывают руководители строительных производств - это большое дело.

Наша драматичная статистика по несчастным случаям объясняется еще и слабым контролем. Так вот в этом смысле государство «закручивает гайки». Еще несколько лет назад президент России сформулировал задачу - сбережение нации. А несчастные случаи на производстве уменьшают численность населения, причем его молодой, работоспособной части.

В июне 2019 года вступят в силу несколько новых государственных стандартов в области техники безопасности с очень жесткими требованиями - выявлением опасных факторов, обязательной оценкой риска на производстве. Каждое предприятие должно разработать так называемые системы управления охраной труда, причем в соответствии с уже новыми международными стандартами, ISO 9001. Россия их приняла.

Уже с 1 января 2019 года серьезно изменился Трудовой кодекс в части безопасности труда. Надзорные органы будут опираться на так называемый риск-ориентированный подход: где на предприятиях риск нарушений меньше - там будет меньше проверок, но ведь эти риски еще нужно рассчитать. Вот вас, например, работодатель должен уведомить, какие вредные факторы есть на вашем рабочем месте. И если раньше бухгалтер фирмы мог отмахиваться, когда специалист по охране труда просил закупить определенное оборудование или одежду, то теперь не отмахнешься.

- Когда увидим парк в действии?

- Проект начался 1 ноября 2018 года, завершается 1 ноября 2021 года. Значит, через три года вы должны увидеть парк безопасности, в котором уже идут занятия.

#образование #производство #город

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 001 (6354) от 09.01.2019 под заголовком «Не строй под стрелой».


Комментарии