Не свое – не жалко. Учащаются случаи ДТП с арендованными автомобилями
В середине апреля только за один день в Петербурге произошло три ДТП с участием каршеринговых машин. Причем два водителя с места происшествия скрылись. А всего за первые четыре месяца 2021 года в Северной столице было зафиксировано 1178 таких дорожных происшествий. В 23 из них пострадали люди.
ФОТО pixabay
Практически каждый день в Сети появляются видео, на которых лихачи на арендованных авто вылетают на встречку, таранят припаркованные машины, проскакивают на красный. Причем, как выясняется позже, зачастую за рулем сидят чуть ли не школьники, купившие чужой аккаунт, либо «чайники», которые по принципу «не свое – не жалко» оттачивают свои навыки на чужих авто.
Для тех, кто не в теме, поясним. Каршеринг – это краткосрочный прокат транспортных средств, плата за который, как правило, начисляется поминутно. Его главное преимущество – возможность добраться из пункта А в пункт Б, не тратя лишние средства на обслуживание личного автомобиля.
Воспользоваться этой услугой достаточно просто. Человек скачивает приложение каршеринговых компаний на смартфон и регистрирует свой аккаунт. Программа только просит ввести данные паспорта и водительских прав. Все.
Действительно, удобно. Но... в Интернете масса возможностей приобрести чужой аккаунт. Купил его за долю малую и жми на газ. Никакие ДТП не страшны. Ведь вся ответственность за нарушение ПДД будет лежать не на том, кто крутит баранку, а на человеке, который о «купле-продаже», скорее всего, и понятия не имел (такие прецеденты случались не раз).
По словам Павла Кузнецова, старшего инспектора по особым поручениям отдела ДПС УГИБДД по Петербургу и Ленобласти, только с начала года в Северной столице за использование чужого аккаунта были задержаны 55 водителей каршеринга. А сколько их колесят по дорогам на самом деле, никто не знает.
Поймать такого товарища за руку можно лишь в том случае, если он попадет в аварию и при этом не скроется с места происшествия. Просто остановить его для проверки? Конечно, можно. Но это ничего не даст. В ПДД нет пункта, по которому сотрудник полиции может зайти в чужой телефон и проверить, кому принадлежит используемый аккаунт.
– Это проблема известная, МВД с ней пытается бороться, но, к сожалению, на один закрытый телеграм-канал на следующий день открывается десять новых, – посетовал Кузнецов.
Видимо, чувствуя свою безнаказанность, граждане за рулем арендованных авто даже не гнушаются ездить подшофе. Во всяком случае в этом году петербургские сотрудники ГИБДД составили в отношении водителей каршерингов 678 дел об административных правонарушениях. Из них 248 – по статье 12.8 КоАП РФ, то есть за пьяное вождение. Еще 109 водителей отказались пройти медосвидетельствование. Кроме того, было возбуждено 19 уголовных дел по статье 264 УК РФ за повторную езду в состоянии опьянения и ДТП.
Картина на самом деле безрадостная. Вот и координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов признает, что аварии с каршеринговыми авто случаются куда чаще, чем с частными машинами. Он связывает это с несколькими факторами. Во-первых, человек садится за руль автомобиля, к которому он не привык и не знает, как тот поведет себя на дороге. Во-вторых, далеко не все прокатные машины находятся в идеальном техническом состоянии. Был случай, когда у такого автомобиля отказали тормоза и человек попал в ДТП. В-третьих, брать в аренду авто могут водители, у которых, прямо скажем, нулевой стаж вождения. В итоге, по словам эксперта, все эти факторы, сложенные вместе, в разы повышают аварийность на дорогах.
Как-то ограничить доступ «неадекватных» клиентов к каршерингу пытались несколько раз. На законодательном уровне планировалось даже внедрить специальные датчики, которые не пускали бы за руль пьяных. В ГИБДД предлагали установить в арендуемых машинах систему сканирования лиц водителей, чтобы иметь возможность сверить их личность с базой данных и выяснить, есть ли у такого человека права. Но воз, как говорится, и ныне там.
Кстати, на днях свидетели заявили в полицию о пьяном петербуржце, который, управляя арендованным автомобилем, размахивал каким-то оружием. Сотрудники патрульно-постовой службы полиции его задержали. Им оказался 20-летний молодой человек, у которого не было водительского удостоверения.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (6937) от 03.06.2021 под заголовком «Не свое – не жалко».
Комментарии