Не стало петербургского композитора Александра Колкера

1 августа в Петербурге умер композитор Александр Колкер. За три дня до смерти, 28 июля, ему исполнилось 90 лет.

Не стало петербургского композитора Александра Колкера | ФОТО Семена ЛИХОДЕЕВА/ТАСС

ФОТО Семена ЛИХОДЕЕВА/ТАСС

Коренной ленинградец, ребенком переживший блокаду и спасшийся благодаря эвакуации, Александр Наумович до конца своих лет был связан с нашим городом.

Поначалу он не помышлял о том, чтобы стать профессиональным композитором. Колкер поступил в ЛЭТИ, а после окончания вуза пошел работать на завод. Но судьба вела его, и музыка не отпускала. Молодой человек стал учиться на композиторских курсах Иосифа Пустыльника при Союзе композиторов.

Большую роль в творческой биографии Колкера сыграла дружба с поэтом Кимом Рыжовым, начавшаяся еще в студенческие времена. Рыжов — автор текстов ко многим песням Александра Колкера, включая знаменитую «Карелию» («Долго будет Карелия сниться»).

Белая ночь

Опустилась безмолвно на скалы.

Светится белая, белая, белая ночь

 напролет…

И не понять,

То ли небо в озера упало,

И не понять,

То ли озеро в небе плывет…»

Сейчас в моде совсем другая музыка. Но, надеюсь, еще много людей, которые помнят прекрасные песни, созданные творческим тандемом Колкер — Рыжов.

Например, песню «Стоят девчонки», которая стала известной в исполнении ленинградской певицы Марии Пахоменко. Юная красавица, похожая со своей русой косой и большими серыми глазами на героиню русской сказки, стала женой композитора. Для нее, для ее негромкого, чистого голоса он написал десятки песен.

Его песни — образец особого стиля ленинградской эстрады 1960 – 1970‑х годов. Высокого стиля, который, пожалуй, даже можно назвать «филармоническим». Тогда на эстраде пели Лидия Клемент, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Людмила Сенчина…

Колкер много сделал и для становления в СССР таких жанров, как мюзикл, рок-опера. Он написал музыку к спектаклям Театра им. Ленсовета («Интервью в Буэнос-Айресе», «Малыш и Карлсон, который живет на крыше»), БДТ (опера-фарс «Смерть Тарелкина»), Музкомедии («Свадьба Кречинского», «Жар-птица»).

Для Театра им. Ленинского комсомола (ныне театр-фестиваль «Балтийский дом») Колкер сочинил рок-оперу «Овод» по мотивам романа Этель Лилиан Войнич. Главную роль сыграл Михаил Боярский. Спектакль шел с аншлагами.

Из киномузыки особенно популярны мелодии, написанные к телемюзиклу Владимира Воробьева «Труффальдино из Бергамо» по мотивам пьесы Карло Гольдони. В фильме главную роль сыграл молодой, полный энергии, искрометный Константин Райкин (а пел за него Михаил Боярский). И как забыть комедию Наума Бирмана «Трое в лодке, не считая собаки» с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным? Звездное трио! К тому же артисты сами пели. Помните: «Весла в руки взяли. Навалились, поднажали. Дружно — два, раз, два, раз. Это ли не самый лучший отдых: Лодка, свежий воздух, только солнце, небо и река!». Тексты песен, кстати, написал Ким Рыжов.

В последние годы композитора преследовали несчастья, болезни. Он жил уединенно, редко выходил из квартиры, не отвечал на звонки. Не хочется говорить об этом. Будем помнить его музыку, в которой отразились Ленинград 1960 – 1970‑х, холодная весна, когда по Неве идет лед, белые ночи, молодость, любовь…


#память #композитор #работы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 142(7471) от 03.08.2023 под заголовком ««Светится белая, белая, белая ночь…»».


Комментарии