Не ловите икру за углом. Роспотребнадзор призывает не покупать еду с лотков и уличных прилавков
Разговор сотрудниц торгового зала в одном сетевом магазине: «Рыбный лоток за углом установили. С икрой. Дешевле, чем у нас». — «Покупателей переманивают? Надо позвонить в Роспотребнадзор. Пусть прикроют их. Только ты там скажи, что купила плохой товар».
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Быть может, этот невольно подслушанный разговор — частный случай, редкое явление. И, весьма возможно, он не имеет ни малейшего отношения к обычной предновогодней статистике жалоб. Как рассказала начальник отдела надзора за продукцией управления Роспотребнадзора по Петербургу Инна Соколовская, накануне Нового года всегда резко увеличивается количество жалоб по поводу продажи икры в неустановленных местах. За последние пару недель число таких обращений уже превысило 200.
— Роспотребнадзор не занимается отловом незаконных предпринимателей, следует обращаться в правоохранительные органы или в районные администрации, — пояснила Соколовская. — Нас интересует лишь качество товара. По этому поводу могу отметить, что покупать любые продукты стоит лишь в специально отведенных для этого местах, где торговля идет постоянно, откуда продавец не исчезнет на следующий день. Чтобы была возможность привлечь его к ответственности.
Вот так проявляется одно из главных предновогодних противоречий. Роспотребнадзор, со своей стороны, призывает не покупать ничего съестного с лотков и уличных прилавков. А между тем в районных администрациях активно организуют работу уличных ярмарок, на которых среди всего прочего продают и рыбную, и мясную продукцию. Ну и, разумеется, плодоовощную. Чья сторона победит? Что‑то подсказывает, что выигрывает соотношение цены и качества.
Инна Соколовская рассказала о результатах анализа качества продукции в 2022 году. Специализированная лаборатория проверила более 30 тысяч проб всех видов продукции. Самыми проблемными оказались молочные продукты: 5,6 % проб неблагополучны по каким‑либо параметрам. Либо по химическим, либо по микробиологическим показателям. Около 3 % проб мясной продукции были признаны не соответствующими нормативам по микробиологии.
Лаборатория Роспотребнадзора исследовала также более 2,5 тысячи проб рыбной продукции. Результат: 4 % — несоответствие по микробиологии, в одной пробе обнаружили мышьяк и в одной — паразитов. Также микробиологические нормативы не были соблюдены в 2 % проб кондитерских изделий.
А вот чего среднестатистический покупатель, наверное, не ожидал, так это весьма удовлетворительное качество кулинарных изделий, которые продаются в магазинах. Речь о запакованных салатиках и прочей еде в том же духе. Специалисты Роспотребнадзора взяли более 2 тысяч проб таких изделий. Отклонения от требования по микробиологии выявлены в 1 % проб.
Также за год лишь единожды было обнаружено несоответствие санитарным правилам при проверке алкогольной продукции: в разливном пиве была превышена концентрация болезнетворных микроорганизмов.
— Общая ситуация вполне благополучная. Пищевой продукции, которая не соответствовала бы нормам по пестицидам, радионуклидам, генно-модифицированным продуктам, в 2022 году не выявлено, — констатировала Инна Соколовская. — Что касается иных требований (по химии и микробиологии), то мы полностью изъяли с прилавков те партии товаров, в пробах которых обнаружили изъяны. Всего 300 с небольшим партий общим весом более 137 тонн.
Стоит заметить, таков итог работы Роспотребнадзора в магазинах. Что с точки зрения химии и микробиологии может предложить уличная торговля? Об этом, очевидно, знают лишь сами покупатели. Ну а Роспотребнадзор просит быть осторожнее, закупаясь к новогоднему столу. Как минимум — не приобретать спиртное через Интернет.
Вообще‑то данные Роспотребнадзора и Санкт-Петербургского центра контроля качества сильно разнятся. Руководитель центра Наталья Талдыкина засвидетельствовала, что из 440 образцов продовольственных товаров, обследованных ведомственной лабораторией, в 137 выявлены нарушения (более чем в 30 %). Речь в основном о физико-химических несоответствиях. То жира больше, чем указано на упаковке. То вкус отвратительный. Во многих сортах молока найден «левый» жир — не молочный… Центр вскрыл и множество ухищрений производителей. Жизни и здоровью покупателя они, правда, не угрожают, но представляют собой вполне осознанное надувательство, вредное для настроения и кошелька обывателя. А также для доверия к тому, что пишет производитель на своих этикетках.
В уходящем году Центр контроля качества уже получил 3671 жалобу на качество товаров. 850 из них — на пищевую продукцию. Вдуматься только: каждый день — 2 – 3 жалобы. И так целый год. В основном жалуются на качество молочной продукции (17,9 % обращений), затем — плодоовощной — 17,8 %, мясной — 13,5, рыбной — 9,2 %. Причем количество таких обращений растет.
Растут и цены. О них рассказала начальник отдела статистики и цен Федеральной службы госстатистики по Петербургу и области Лидия Рознер.
Служба мониторит стоимость 558 наименований товаров: 129 продовольственных, 292 непродовольственных, 137 платных услуг. Если сравнивать цены на этот набор, то за год (с ноября 2021‑го по ноябрь 2022‑го) они выросли примерно на 9 %. Надо отметить, что за предыдущий период (с ноября 2020‑го по ноябрь 2021‑го) цены увеличились на 11 %. Так что статистика констатирует: рост цен вроде бы слегка замедлился. И это дает право сделать основной предновогодний вывод: среднестатистический горожанин сможет позволить себе купить икру к праздничному столу, не в магазине, так с лотка.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 240 (7323) от 21.12.2022 под заголовком «Не ловите икру за углом».
Комментарии