Названы авторы лучших эссе на приз «Санкт-Петербургских ведомостей»
В Петербурге проходит XIII Научно-практическая конференция школьников «Наследники Ломоносова». В рамках мероприятия был проведен конкурс творческих работ-эссе на специальный приз «Санкт-Петербургских ведомостей», посвященный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
Фото: Pixabay
Самые интересные и запоминающиеся творческие работы выбрало жюри Издательского дома «С.-Петербургские ведомости» под руководством генерального директора Бориса Грумбкова.
Научно-практическая конференция школьников «Наследники Ломоносова»
Конкурс творческих работ – эссе, посвященный Году народного искусства и нематериального культурного наследия народов, на специальный приз газеты «Санкт-Петербургские ведомости»
Диплом за I место:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга.
Работу выполнил: Грицай Денис, 10 класс.
«Традиция – это не поклонение пеплу, а сохранение огня». Густав Малер
Человек – существо уникальное, наделенное невероятными дарами от природы, помогающими ему развиваться на протяжении всей жизни. Но не было бы прогресса, если бы не способность человека передавать накопленные знания следующим поколениям. В этом процессе запечатлевается не только перечень знаний, но и уклад жизни и особенности быта. Со временем эти особенности могут укорениться и стать традицией.
Проходят века, а традиции остаются. Стоит ли соблюдать их все? И что можно вообще называть традицией? Австрийский композитор и дирижер Густав Малер утверждал: «Традиция – это не поклонение пеплу, а сохранение огня». Что же это значит? Для ответа на эти вопросы, как и всегда, нужно углубиться в историю и воспоминания.
Традиции – это то, что определяет человека или группу людей, и они бывают самых разных масштабов: традиции семьи, нации или всего человечества. По моему мнению, наиболее значимы именно традиции нации. Как говорил заслуженный советский ученый Сергей Георгиевич Кара-Мурза: «Хочешь стереть с лица земли народ — найди способ системного подрыва его традиций». В этих обычаях кроется уникальность каждой национальности, а совместное их соблюдение укрепляет дух и сплочённость народа.
Особое место отдавал традициям нации и писатель Иван Шмелев, посвятивший целое произведение «Лето Господне» особенностям русского быта, культуры и религии. Православные праздники в романе играют важнейшую роль для русского человека – сквозь них отражается связь разных классов: купцов, крестьян и прислуги; именно под влиянием этих традиций, несущих определенные ценности, проходит взросление Вани, главного героя: они помогают ему выбрать вариант поведения, исходя из моральных норм.
Однако не все так однозначно. Некоторые традиции не проходят проверку временем и начинают скорее обременять новые поколения, нежели поддерживать их. О таком явлении выскажется и Карл Маркс, сравнив традиции прошлых столетий с кошмаром, что тяготит умы.
Так, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Марфа Игнатьевна Кабанова, являясь главой семейства, олицетворяет собой «темное царство». Свой быт она определяет в соответствии с традициями прошлого, уклад семьи выстраивает по правилам, написанным около трехсот лет назад в «Домострое». И в этом случае традиции являются скорее проблемой, чем решением, ведь идет время, меняются люди и их характеры, и когда-то безотказнно работающие правила становятся погибелью для невестки Кабанихи и тупиком для домочадцев.
Конечно, Кабаниха руководствуется понятиями нравственности, о которых позже говорил Ницше. В ее мире обычаи являются высшим авторитетом, которому нужно подчиняться, даже если он не несет пользы, в то время как люди, способные пойти против традиций, вызывают лишь страх и отвращение. К XIX веку такое отношение становится недопустимым, и те моральные устои, на которые опирается Кабаниха, изживают себя и должны остаться в прошлом.
В наше время и в нашем обществе определённо должны оставаться традиции, объединяющие, регулирующие жизнь именно с позиции морали; да и опыт прошлых поколений недооценить сложно. И в данном случае я соглашусь с Жаном Жоресом: «Мы должны брать из прошлого огонь, а не пепел». Не все предписания предков становятся законом, ведь идет время, меняются люди, меняя мир и свое отношение к нему; в связи с этим многое из того, чему раньше слепо следовали, теперь можно называть лишь предрассудком. Во всей истории человечества важно выбирать то, что поможет продолжать развитие, а не заведет в болото истории.
Что же достойно остаться в качестве традиции и что стоит предать забвению? На мой взгляд, самое главное – традиции не должны ущемлять какую-либо группу людей или даже отдельного человека, ссылаясь на сомнительные признаки. С такими явлениями стали бороться еще в XIX веке, что привело к сильнейшему толчку в прогрессе: эмансипации женщин, появлению понятия толерантности. И если человек сможет тщательно отбирать только полезные и при этом справедливые традиции, согласовывающиеся со временем, то «счастливое будущее», о котором все так мечтают, может и настать.
Димплом за II место:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 628 «Александринская гимназия» Красногвардейского района Санкт-Петербурга.
Работу выполнила: Щабельская Мария, 9 класс.
«Традиция – это не поклонение пеплу, а сохранение огня». Густав Малер
На формирование единого племени, народа или нации уходит много времени: годы, века или тысячелетия. В процессе исторического развития у группы людей неизбежно складываются общие нравы, традиции, обычаи. Нынешнему поколению ребят кажется, что соблюдение устаревших порядков своих предков - невероятно скучное и бесцельно занятие. Но так ли это? Давайте разберемся!
На сегодняшний день у русского народа сохранилось множество особых порядков, устоев, праздников, свойственных исключительно нашей общности: Масленица, Старый Новый год, Иван Купала.. Другим народам такие мероприятия, как правила, кажутся странными, а порой даже жуткими.
Современные молодые ребята, равняясь на иностранных сверстников, начинают оказываться от соблюдения подобных устаревших, по их мнению, обычаев. «У нас нет на это времени!», «Это слишком скучно!», «Мне не интересно...» - говорят они. Все больше людей теперь чаще отмечают чужие праздники, соблюдают традиции других народов, уподобляясь веянию моды. Ведь, правда! Зачем тратить время на бесцельные занятия, которые не имеют никакого значения?..
Однако, это не так. Именно такие необычные, колоритные и порой странные обычаи формируют самобытность нашего народа, делаю нас единой нацией. Ведь, в эти праздники вся семья собирается вместе, отмечает, веселиться. Помните, как в детстве родители, родственники, друзья садились за большой стол и радовались приходу Масленицы, Пасхи или Рождества. В это время все читают одни сказки, кушают одни блюда, смотрят одни фильмы.
Например, 31 декабря во всех семьях нашей страны схоже: мама готовит оливье за просмотром «Иронии судьбы или с легким паром», дети накрывают на стол, а потом идут на улицу лепить снежную бабу. Но разве не это самые ценные и памятные моменты? В такие дни кажется, будто вся наша страна связана «одной нитью», общими эмоциями, одной историей. Мы ощущаем поддержку, дух русского народа. Это то, что отличается нас от других, делает такими, какие мы есть. Без собственных обычаев, порядков нация перестанет существовать, станет похожей на другие, потеряет уникальность и значимость.
Густав Малер, австрийский композитор и дирижер однажды сказал: «Традиция - это не поклонение пеплу, а сохранение огня». И я с ним согласна. Хоть порой они кажутся устаревшими и глупыми, но традиции - это способ сохранить самобытность, своеобразие народа, его «искру», которая зажигается в каждом из нас, объединяя общей целью и верой.
Диплом за III место:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №73 «Ломоносовская гимназия» Выборгского района Санкт-Петербурга.
Работу выполнила: Карпова Мария, 10 класс.
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку». Василий Шукшин
«Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку» - цитата В.М. Шукшина, советского кинорежиссера, актера и писателя. Кому как не Шукшину говорить о сохранении русской культуры, которая всегда имела ярко выраженное национальное начало?! Известность писателю принесли книги об Алтайском крае, месте, где он родился и вырос, впитывая в себя народные сказы, песни, традиции. С. A. Герасимов называл Шукшина народным художником. Действительно, его фильмы пропитаны патриотизмом и любовью к Родине, к ее культурным ценностям. Но не только в фильмах можно запечатлеть уникальность нашего менталитета.
Ф.В Сычков, известный советский художник, воплотитель народных образов в своих картинах. Главная тема его творчества – жизнь деревни, простых людей. Глядя на картины живописца, невольно начинаешь испытывать симпатию к героям полотен - бойким крестьянским ребятам, привыкшим сызмальства к тяжелому труду, но не потерявшим озорство, присущее юношам и девушкам. Поскольку художник написал большую часть своих работ в селе Кочелаеве, в Мордовии, то, наблюдая за народом, он хорошо знал сказы, песни, пословицы - важные элементы русской культуры.
Именно эти элементы вдохновили Александра III на переосмысление ценностей Российской Империи. Возвращение к национальным истокам прекрасно видно на примере архитектуры того времени – это новый русский стиль. Ярчайшие образцы неорусского стиля находятся в Москве: дом С. М. Третьякова, доходный дом Третьяковых на Кузнецком мосту, собор Владимирской иконы Божией Матери и многие другие. Цветастые изразцы, кирпичная кладка, традиционные крылечки - яркие признаки стиля «а-ля русс». Александр III полностью поддерживал идею обретения национальной самобытности, что прослеживается в художественных ценностях той эпохи.
Русская культура - огромный самобытный общественный пласт, вклад в который делает каждый русский человек, развивая ее и создавая новые ответвления. Наша культура всегда имела ярко выраженное национальное начало, именно поэтому так важно сохранять ее самобытность.
Работы опубликованы с сохранением авторской редакции.
Комментарии