Науки отрасли питают

В Санкт-Петербургском научном центре РАН на днях прошло первое – по сути, установочное – заседание объединенного научного совета по междисциплинарным проблемам транспортных систем.

Науки отрасли питают | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Такие советы начали создавать в конце 2015 года. В петербургском НЦ утверждены составы междисциплинарных объединений по 13 направлениям – от базовых физматнаук и подготовки кадров до прикладных – по проблемам энергетики, материаловедения и агропромышленного комплекса. Входящим в их состав ученым, руководителям отраслевых институтов и профильных предприятий, представителям профессиональных общественных объединений предстоит сейчас понять, как академическая и отраслевая наука может включиться в процесс развития (реформирования, модернизации, повышения эффективности, совершенствования и т. д.) той или иной отрасли российской экономики. В том числе и транспортной системы – базового элемента развития страны.

Ученые могут дать народному хозяйству многое, если сумеют преодолеть ведомственную разобщенность и привыкнут работать над масштабными проблемами сообща. Генеральное направление этой работы в общих чертах изложил замминистра транспорта Николай Асаул – его доклад был посвящен трем возможным сценариям обновленной транспортной стратегии России. А председатель объединенного совета Олег Белый конкретизировал главные задачи, разложив их по 14 перспективным научным направлениям. И практически по каждому у петербургских ученых уже готовы или разрабатываются инновационные подходы, способные кардинально улучшить ситуацию на транспорте.

В России идет активное формирование рынка транспортных услуг, а значит, необходимо создание единого информационного пространства и новая система управления отраслью, обеспечивающая рациональное взаимодействие всех составляющих. Как и куда пойдет реформирование? Эксперименты лучше проводить не на людях и реальных проектах, а стало быть, транспортникам пригодятся научные методы композиционного и математического моделирования, геоинформационные модели и технологии «сборки» больших систем. Не обойтись без инновационных решений и при разработке основ теории безопасности, создания высокоскоростного транспорта следующего поколения, новых видов топлива, снижения экологических рисков и т. д.

Координировать исследовательские проекты по этим направлениям, реализуемые различными институтами и научными подразделениями, будет объединенный совет по междисциплинарным проблемам транспортных систем СПб НЦ РАН.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 073 (5690) от 26.04.2016.


Комментарии