Наука онлайн. Ректор РГПУ им. Герцена - о математической олимпиаде
Это одно из самых статусных мировых событий в сфере образования. Но вообще-то и науки. Из советских-российских школьников-медалистов ММО вырастали лауреаты Филдсовской премии (аналог Нобелевской для молодых математиков), премии Салема и Университета Клэя, академики и финансовые аналитики мирового уровня. При этом последние лет пять мы особенно «болеем за наших»: в советские времена сборная за редкими исключениями была в тройке лучших в неофициальном командном зачете, в 2017-м оказалась на 11-м месте. В 2018-м рванула на второе, в 2019-м была на шестом. В этом году олимпиада впервые пройдет в онлайн-формате и впервые ее принимает Петербург: оргплощадка - Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. О том, как это будет, его ректор Сергей БОГДАНОВ рассказал нашему обозревателю Анастасии ДОЛГОШЕВОЙ.
Фото: Pixabay
- Сергей Игоревич, для вас, доктора филологических наук, математика, наверное, не так близка...
- И математики, и филологи изучают язык - то главное, что делает человека человеком. Только у математиков язык искусственный, у филологов - естественный. Во многих институтах на филологических факультетах есть кафедры математической лингвистики, как и во многих институтах, которые занимаются математикой, есть кафедры языка.
А как ректор я чувствую очень большую ответственность: заявлено около 600 участников, команды из 108 стран. Математическая олимпиада трижды проводилась в Москве, но в Петербурге пройдет впервые.
- То есть вряд ли вас расстроило то, что олимпиада перекочевала в онлайн?
- Вообще-то расстроило. Хотелось, чтобы гости - и участники олимпиады, и наставники - увидели наш город. Подготовка шла почти четыре года, два последних года очень интенсивная... Но то, что не убивает, делает сильнее: с учетом нынешнего опыта, думаю, даже будущие очные олимпиады несколько изменятся, усовершенствуются. Мне кажется, такую вынужденную ситуацию нужно использовать, чтобы получить дополнительные навыки.
- Как будет проходить олимпиада в этом году?
- В каждой стране определены точки, где соберутся национальные сборные, они состоят из шести человек. Участники - со всего мира, а значит, нужно учитывать часовые пояса. Но все-таки есть пожелание более-менее синхронизировать общие действия, поэтому расписание продумано так, чтобы работы писали с временной разницей не более чем четыре часа.
Российская сборная соберется на площадке нашего университета. Ребята последние месяцы тренировалась онлайн, из дома. Сейчас готовятся уже очно.
На самом деле формат опробован: несколько международных олимпиад уже прошли дистанционно. Самое главное - соблюсти все условия для честного состязания, за этим в каждой стране будет следить иностранный наблюдатель.
После того как работы будут написаны, их отсканируют и загрузят в информационную систему, в которой они будут доступны координаторам от международного жюри. Отдельно проверяют работы руководители команд. После этого происходит дистанционное согласование выставленных оценок. А после подсчета результатов распределяются медали и похвальные отзывы.
К сожалению, вся «культурная программа» урезана: нет возможности показать город, подробно познакомить с нашим университетом, которому 223 года. Но в онлайне будет трансляция открытия и закрытия олимпиады - из специальной студии в университете. Значительную часть работы, связанную с информационным обеспечением, взял на себя Президентский физико-математический лицей № 239 и его директор Максим Яковлевич Пратусевич, член ученого совета университета и, кстати, наш выпускник.
- Почему олимпиада пройдет именно в университете имени Герцена?
- Это совершенно не случайно и не «везение».
Университет уже давно признанный центр работы со школьниками, одаренными в области точных наук. Еще с довоенных времен, когда университет (тогда еще пединститут) проводил городские олимпиады школьников по математике. Многие не знают: во время блокады Ленинграда преподаватели провели математическую олимпиаду! В осажденном городе! Это событие стоит в ряду со знаменитым блокадным матчем и Ленинградской симфонией Шостаковича.
В конце 1970-х институт участвовал в создании Городского математического центра во Дворце пионеров - сейчас он базируется в Президентском лицее. Центр создавал и продолжает им руководить наш сотрудник профессор кафедры математического анализа народный учитель России Сергей Евгеньевич Рукшин. Он - единственный в мире наставник двух филдсовских лауреатов, Григория Перельмана и Станислава Смирнова, пяти лауреатов математической премии Салема и премии Института Клэя. И он самый титулованный в мире тренер по математике: у его учеников более 90 медалей олимпиад, есть трехкратные олимпийские чемпионы, и вообще в составе национальных сборных, советских и российских, наверное, почти половина - воспитанники центра.
Мы в отличие от многих вузов можем похвастать тем, что среди наших сотрудников есть победители Международной математической олимпиады: профессор Николай Алексеевич Широков - у него золотая медаль 1965 года; заведующий кафедрой матанализа Виктор Дмитриевич Будаев - серебряный медалист 1973 года.
Наконец, главный тренер российской национальной сборной - учитель Президентского лицея № 239 Кирилл Сухов, сам в прошлом медалист: очень надеюсь, что он придет к нам в аспирантуру и защитит диссертацию о подготовке школьников к олимпиадам высокого уровня.
Все это подтверждает наше право на проведение олимпиады.
Кроме того, мы осенью планируем открыть первый в стране институт по работе с одаренными школьниками в области точных и естественных наук. Это будет и дополнительное образование для школьников, и подготовка педагогов к работе с такими детьми.
- А если говорить о подготовке учителей не для «продвинутых», а для обычных школ: что меняется в педагогическом образовании?
- Надо признать, что принятая некоторое время назад программа его модернизации стопроцентного результата не дала. Но нынешнюю ситуацию я тоже расцениваю как «исторический шанс». Нас, 33 педагогических вуза страны, переподчинили - вывели из ведения Минобрнауки в Министерство просвещения. Значит, будет больше внимания к вузам, больше связи со школами.
Например, успешным старшекурсникам уже разрешено не просто проходить практику, а работать в школе. Думаю, будет нарастать целевое обучение - подготовка преподавателей для работы в конкретном регионе или районе. У нас уже есть такой опыт: 1 сентября 15 наших молодых преподавателей самых разных дисциплин пошли вместе в новую областную школу в поселке Бугры.
Кроме того, надо учитывать, что вход в педагогическую профессию - очень разный: после колледжа, после бакалавриата, магистратуры или специалитета, после педагогического вуза или классического университета. А значит, необходимо большее количество индивидуальных образовательных маршрутов для будущих педагогов.
- В каком режиме начался учебный год в РГПУ имени Герцена?
- Мы начали год в смешанном, или, как теперь говорят, гибридном формате. Более 600 наших преподавателей свои отпуска потратили на повышение квалификации. Мы вместе с другими вузами подготовили и продолжаем готовить электронные курсы, которые будут доступны не только нашим студентам. Сейчас, когда нужно развести большие потоки слушателей, мы стараемся часть лекций проводить в онлайне, создаем условия для самостоятельной работы.
Но первый курс занимается в основном очно. Это же касается и творческих занятий, и физкультурников, и проведения лабораторных у «естественников». Практику тоже стараемся проводить в режиме офлайн - с соблюдением требований Роспотребнадзора.
Так что начали мы год в формате, может быть, не идеальном, он еще будет меняться. Но я уверен, что, когда ситуация нормализуется, эти технологии станут частью формата будущего. Такое будущее в образовании мы сейчас создаем больше, чем когда-либо раньше.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (6765) от 17.09.2020 под заголовком «Решено!».
Комментарии