Научите коляску «ходить»: как облегчить жизнь инвалидам

Наше государство должно прислушиваться к запросам лежачих инвалидов и колясочников и выдавать им именно те технические средства реабилитации (ТСР), которые действительно могут обеспечить хоть какой‑то уровень комфорта. И это не поручни для поднимания в кровати и не кресло-туалет. Ни тем ни другим инвалиды с ослабленными руками без помощи все равно не могут воспользоваться.

Научите коляску «ходить»: как облегчить жизнь инвалидам | ФОТО SGENET Pixabay

ФОТО SGENET Pixabay

Знаю это из собственного опыта. Я не могу самостоятельно пересаживаться с кровати на кресло-коляску и обратно, в ванну и т. д. Меня пересаживают родители вдвоем, взяв под руки и под ноги. Они и так нажили себе грыжи, всю жизнь трудились. И теперь продолжают меня поднимать.

В детстве еще не так сложно было, а теперь я выросла, и родители не молодеют. Как же так получается, что в XXI веке, когда существует столько разных технологий и устройств для поднимания больных разной степени тяжести, люди все еще таскают инвалидов на себе? Что будет дальше — сложно представить, ведь у меня нет столько денег, чтобы нанимать грузчиков.

Ведь существуют же они — разные приспособления, которые значительно облегчили бы жизнь и инвалидам, и тем, кто за ними ухаживает! Электроподъемник, который поможет пересесть куда угодно: в ванну, в автомобиль, в туалет, на кровать и т. д. А подняться по лестнице поможет электроколяска-ступенькоход. С помощью такого устройства можно двигаться по лестнице с минимальной посторонней помощью, а то и вообще без нее: в доме, в поликлинике, в супермаркете, в кинотеатре, в университете… И «перешагнуть» через любой поребрик. Мне остается лишь мечтать об этом.

Я веду к тому, что настоящее техническое средство реабилитации для неходячего инвалида — это то, что разрешит проблему его передвижения. Между тем социальные службы разводят руками и говорят, что приобретение таких устройств за счет средств Соцфонда не предусмотрено. Даже частично. А почему не предусмотрено? А если предусмотреть?

Между тем зачастую даже принятые нормы не работают. В домах нет специальных пандусов. Не говоря уже о том, что в «хрущевках» нет лифтов. Если и ставят пандусы, то абы как, лишь бы галочку нарисовать. Чтобы затолкать инвалидную коляску по такому пандусу, нужны два-три сильных мужика. Часто даже его ширина не совпадает с габаритами коляски.

Уверена, что изменения в «инвалидных» правилах и в политике Соцфонда, который теперь сменил Фонд соцстраха, облегчили бы жизнь не только инвалидов, но и их семей.

Светлана К. Н-ВА, инвалид детства.

ОТ РЕДАКЦИИ. 

Сочувствие — вот что вызывает прочтение этого письма. И одновременно глубокое уважение к душевным силам и воле человека, вынужденного жить в инвалидном кресле и при этом не сдаваться, мечтать об университете, пытаться придумать выход, который позволит преодолеть неподвижность, помочь себе и своим близким.

К сожалению, мало какие социальные усилия способны изменить людские судьбы, даже облегчить их удается далеко не всегда. Но, возможно, в данном случае, когда человек не сдается, сможет помочь хотя бы изменение правил?

Они, кстати, мало-помалу действительно меняются. Перечень ТСР, которые можно (хотя бы частично) оплатить сертификатом Соцфонда РФ или после покупки получить (хотя бы частично) компенсацию их стоимости, постоянно пополняется. Уже сейчас в него включены без малого 9 тысяч товаров для инвалидов.

Совсем недавно в перечне появились новые разделы: «Брайлевский дисплей для инвалидов с нарушениями функций одновременно слуха и зрения» и «вспомогательные электронные средства ориентации с функциями определения расстояния до объектов, определения категорий объектов, лиц людей, с вибрационной индикацией и речевым выходом». По сути, это роботы-компаньоны. Так что XXI век все же наступил и для инвалидов.

Будет этот перечень расширяться и дальше. Но этот процесс зависит не только от воли Соцфонда. А еще от науки и производства. Как только какое‑либо предприятие доводит свою разработку для инвалидов до стадии товарного выпуска, оно уже может направляться в Соцфонд с просьбой «принять в перечень». Да, государство потребует от производителя выполнения множества условий. Но ведь наверняка любой человек, который отдает другому деньги, тоже потребует что‑либо взамен. Так, после прохождения необходимых процедур в конце прошлого года Соцфонд включил в перечень высокофункциональные протезы с микропроцессорным управлением.

Что касается средств передвижения… В перечне уже есть коляски с электроприводами различных модификаций. Ступенькоходов и правда пока нет. Однако есть отечественное предприятие, которое уже выпускает их и наверняка готово к сотрудничеству с Соцфондом.

Сложность не в формировании самого перечня, а в сумме, которую может получить от государства инвалид. Почти наверняка она будет меньше той, что стоит ТСР. Потому‑то хочется дополнить предложение автора письма: хорошо бы не только изменить правила получения бюджетной помощи на покупку средств реабилитации, но и увеличить ее размер.

Ранее мы сообщали, что в Петербурге разработана новая реабилитация детей с нарушениями слуха, а также писали, что более ста петербургских семей с детьми-инвалидами получили социальные выплаты.


#инвалиды #колясочники #ТСР

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 140 (7716) от 31.07.2024 под заголовком «Научите коляску «ходить»».


Комментарии