Научить учиться

Каждый год петербургские школьники на несколько дней откладывают уроки, чтобы сделать первые шаги в науку. В этом году ребята побывали в лабораториях, библиотеках, музейных комплексах, университетах и в редакции «Санкт-Петербургских ведомостей», обменялись опытом и нашли научных руководителей.

Научить учиться | ФОТО предоставлено гимназией №73

ФОТО предоставлено гимназией №73

В Ломоносовской гимназии делают акцент на исследовательскую работу – начиная с пятого класса дети пишут ученические исследовательские работы, защищают их на школьных, городских и даже международных конференциях, а в чтениях участвуют, чтобы перенять опыт старших и выбрать интересную тему. В последний день чтений гимназисты отчитываются о проделанной работе – рассказывают, где были и что нового узнали. Малыши с интересом разглядывают книги, которые им подарили, и хвастаются грамотами, а старшие внимательно слушают коллег.

Кто-то из них был на выступлениях преподавателей университета аэрокосмического приборостроения, кто-то ходил на экскурсию в научно-производственное предприятие «Радар ММС», которое производит радиоэлектронные системы, а кто-то познакомился с сотрудниками отдела истории Кунсткамеры. Всего в этом году работали 14 секций по нескольким основным направлениям: естественные науки, литературоведение, иностранные языки, краеведение, общественные науки, а также инженерная, Ломоносовская и физико-математическая секции.

– В каждой секции свое открытие. Конечно, нам интересны такие площадки как «Радар ММС» и «Санкт-Петербургские ведомости». Мы там были впервые и очень рады, что нам не отказали и ждут снова, – говорит Лариса Гмиро, заместитель директора гимназии по воспитательной работе. – Я бы выделила эти два направления: как новые площадки – раз, как профессиональное образование – два, и как обучение совершенно другим направлениям исследовательской деятельности – три.

Десятиклассница Лиза Андреева, несмотря на свой юный возраст, уже успела провести академический год в Германии, где она жила в хост-семье и ходила в немецкую школу. В этом году Лиза поделилась своим опытом в секции немецкого языка:

– Ломоносовские чтения всегда интересные! За такое небольшое время можно успеть многое узнать и посмотреть. Сколько я учусь, столько и участвую в них, и каждый раз стараюсь выбирать разные направления. На этот раз удалось увидеть и потрогать книги XVI века.

О важности сотрудничества с городскими площадками говорит и заместитель директора гимназии:

– В школе мы можем научить методически: выбрать тему, сформулировать гипотезу, поставить цель и определить задачи. Но у нас нет лабораторий, в которых можно проводить интересные эксперименты, – объясняет Лариса Владимировна. – Зачем вообще школьникам научно-исследовательская деятельность? Такой вопрос можно смело задавать нашим выпускникам. Они легко и просто справляются с любыми рефератами, курсовыми и дипломными работами, они этому научены. Потом это же дополнительное образование, знания за страницами учебника, что часто помогает детям определиться с профессией.

В апреле в гимназии пройдет открытая научно-практическая конференция "Наследники Ломоносова", на которой ученики выступят со своими работами. Многие из них нашли интересную тему и научного руководителя на Ломоносовских чтениях. Например, Илья Опанасенко из 10-го класса пишет об эффекте Холла, а на чтениях он участвовал в работе физико-математической секции:

– Наша секция работала на базе университета аэрокосмического приборостроения и перед нами выступали преподаватели кафедр и участник международной конференции по оптике и фотонике. Еще нам продемонстрировали экспериментальную площадку и работу нового низкочастотного лазера.

Ребята с удовольствием рассказывают о своих пусть маленьких, но очень важных для их будущего исследованиях – им действительно интересно то, чем они занимаются, и после уроков школьники приходят в кружок «Юный исследователь» или обсуждают работы с научными руководителями.

– Все вот так по капельке, по чуть-чуть. У нас ведь нет отбора, все дети поступают на общих основаниях. И у нас нет одаренных детей, мы их не отбираем никоим образом, – рассказывает Лариса Гмиро. – Но вот среда, в которой они с первого класса находятся, действительно воздействует так, что они сами приходят к исследованиям. Конечно, через наставничество взрослых, через ребят, которые представляют и защищают свои работы, через мероприятия. У нас есть, например, лекторий, куда мы приглашаем представителей науки и культуры. Они общаются с детьми и делятся собственным опытом.

Директор гимназии Валентина Павлова не сомневается в способностях своих учеников:

- Дети, когда подрастают, понимают, что им это надо. И для общего развития, и для коммуникативной культуры. Они растут – растут сами в своих глазах, становятся умнее и взрослее. И маленькие в рот заглядывают большим, потому что им тоже хочется быть такими, – говорит Валентина Кирилловна. – Они уже давно впереди планеты всей, я и не сомневаюсь, что они знают больше, чем мы. А мы должны научить их учиться.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (5348) от 26.11.2014.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается
21 Января 2019

Битва Петербурга и Ленобласти за выезд из Нового Мурино продолжается

Проект выезда из жилого комплекса уже готов, но план строительства утвердить пока не могут. Разбираемся, почему.

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия
15 Января 2019

В Петербурге растет спрос на самостоятельные путешествия

Гости Северной столицы не стремятся обращаться в турфирмы и экскурсионные бюро.

Ржевка. История забытого края
20 Декабря 2018

Ржевка. История забытого края

Район знал и лучшие времена. Местные жители считают это место самым неблагоустроенным в городе. Здесь есть свои природные красоты, но на содержание их не хватает денег.

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро
17 Декабря 2018

Подземные сдвиги. Смольный расставил приоритеты в строительстве метро

Правительство города утвердило обновленную схему развития «подземки». Одну из линий укоротили, а строительство многих станций отложили.

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями
14 Декабря 2018

Музей-квартира Максима Горького столкнулся с трудностями

Мы узнали, почему задерживается создание музея из квартиры писателя на Кронверкском проспекте, 23.

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба
30 Октября 2018

Сжигаем свои корабли. Медленная смерть петербургского яхт-клуба

Яхты к летнему сезону подготовили, спустили на воду, но от причала они так и не отошли. Ибо все они сегодня - вне закона.

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок
18 Октября 2018

Пьедестал «Медного всадника» таит немало загадок

Мы узнали, из чего состоит Гром-камень.

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»
02 Октября 2018

На Васильевском острове строители наткнулись на «Магазинъ»

Судя по всему, в нем торговали сигарами.

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»
26 Сентября 2018

Петербургский тракторный завод выпустил новых «Кировцев»

При выпуске нового поколения сельхозтракторов учтены все запросы потребителей и тенденции мирового тракторостроения.

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные
24 Сентября 2018

В пустовавший 5 лет «город-призрак» начали заселяться военные

Дома на Петергофском шоссе стояли готовыми с 2013 года, но обживать их начали только сейчас. Правда, вода досталась не всем новоселам.

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец
11 Сентября 2018

Жители дома в Петербурге обнаружили потайной двор-колодец

О его существовании не знала управляющая компания дома, а жильцы не знали, куда деваться от невыносимого запаха мусора.

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»
06 Сентября 2018

В Выборгском замке обнаружили загадочный «тайный дом»

В ходе археологических работ на южном валу найден один из самых загадочных объектов Замкового острова.