Жизнь на намыве Васильевского острова: неорганизованность, недоступность, марсианские пейзажи
На западе Васильевского острова разрастается «спальный» район. Еще продолжают отвоевывать земли у Финского залива, а рядом уже потихоньку обживают первые «намывные» новостройки. Что сегодня представляет собой морской фасад Петербурга, разбирались корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей».
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Песчаная пустыня растянулась на километры в длину и на сотни метров в ширину. Поперек нее протянуты толстые шланги, уходящие в сторону моря. Там, за обвалованным гранитными глыбами берегом, стоят два судна-«землесоса». Они перетягивают с барж песок, из которого потом и формируют сушу. Пока уровень земли неровный: встречаются впадины и, наоборот, многочисленные холмики из песка, напоминающие марсианские пейзажи.
За «дюнами» поднялись первые многоэтажные дома. Здания эти не похожи на оставшийся позади морской фасад советских времен - строгий, с отделкой под мрамор. Их стиль производит более хаотичное впечатление. Среди домов-коробок выделяется здание со скругленным углом. Оно необычно и по конструкции: жилье в нем расположено сверху над паркингом. Сейчас эта постройка заселяется.
Не во всех дворах еще смонтированы детские площадки, не закончено и благоустройство. Зато уже можно пройти по первой полноценной улице намыва - бульвару Головнина (он назван в честь мореплавателя Василия Головнина). Первый участок этой дороги длиной всего около 300 метров был открыт летом нынешнего года.
Правда, на бульвар два параллельных двухполосных проезда с широким газоном посередине пока мало похожи. Они, скорее, напоминают автостоянку. В новостройках на намывных территориях уже сложно найти место для машины, и водители с трудом могут разъехаться на этом бульваре.
Намывные территории отделены от основной части Васильевского острова циклопической траншеей, по которой проходит Западный скоростной диаметр. Новоселы жалуются на шум от трассы (несмотря на то что она заглублена) и просят установить вдоль нее защитные экраны. Пока их петиции безрезультатны.
На намыв можно попасть по путепроводу над ЗСД, соединяющему площадь Беллинсгаузена у гостиницы «Прибалтийская» с будущей площадью Европы, которую предстоит построить на отнятых у моря землях. Общественный транспорт на намыв пока не ходит, и местные жители, у кого нет машин, добираются через путепровод пешком.
Зато появился транспорт, так сказать, местного значения. У ближайшей к путепроводу новостройки стоят похожие на гольф-кары мини-автобусы с большим багажником. На их открытой кабине надпись: «Довезу до дома». По данным «СПб ведомостей», автобусы появились по инициативе управляющей компании «для передвижения по территории жилого комплекса», поскольку дворы закрыты для въезда личных автомобилей.
Как мы уже рассказывали, главным инвестором по освоению намывных территорий выступает компания «Терра нова», получившая 477 гектаров по заключенному в 2006 году договору с городом. По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма учреждена кипрским застройщиком «Эзетариус лимитед». В нынешнем году, по сообщениям СМИ, компания перешла под контроль одного из крупнейших российских банков.
Осушением южной части намыва занимается группа компаний «ЛСР». Как рассказали нам ранее в холдинге, к лету намыв был доведен до 50% готовности. Для выравнивания высотных отметок предполагается использовать 3,5 млн кубометров песка, более 100 тыс. кубометров камня и 30 тыс. кубометров щебня. В операции задействованы 15 грузовых судов, а также гидроперегружатели и землесосы. По требованию городских властей работы по осушению и стабилизации территории в южной части намыва должны быть закончены к началу июня 2019 года.
В Смольном выражали скепсис в связи с тем, что начатый «Терра нова» процесс намыва территорий идет слишком медленно и несистемно. Компания не застраивает намыв самостоятельно, а продает участки разным застройщикам, среди которых помимо «ЛСР» Seven Suns Development, «Лидер групп», Glorax Development. Строительство первых домов сильно задерживалось из-за отсутствия дорог и коммуникаций. В итоге Смольному удалось добиться, чтобы самое необходимое было создано за счет застройщиков.
Руководитель центра экспертиз «ЭКОМ» Александр Карпов считает выбранную для намыва территорий технологию устаревшей и не самой эффективной: она не позволяет формировать отдельные участки, всю землю надо сразу намывать целиком. Кроме того, грунт используется неразумно. Например, в «теле» намыва можно было заранее предусмотреть коридоры для коммуникации. А то получается, что недавно намытый грунт при строительстве приходится извлекать вновь.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (6295) от 08.10.2018 под заголовком «Намывная жизнь В. О.».
Комментарии