Казанский собор облачится в «леса»

Возобновляется реставрация собора, наделавшая в свое время немало шума

Казанский собор облачится в «леса» | Фото: Aleks_Avakimov/Pixabay

Фото: Aleks_Avakimov/Pixabay

В Смольном считают, что достигнутый тогда результат оказался положительным и выбранная технология себя оправдала. Градозащитники недоумевают, почему вопрос так и не был вынесен на обсуждение профессионального сообщества.

Речь о реставрации собора, которая началась в 2011 году. Тогда занялись западным и северным фасадами, а также северным портиком здания-памятника. Стены, облицованные пудостским камнем (туфом), покрывали известковым раствором. Горожане обратили внимание, что собор в результате становится значительно светлее. В 2015-м работы продолжились: тогда тем же способом приводили в порядок, пожалуй, самую заметную часть здания - колоннаду. Изменение оттенка привлекло внимание градозащитников, которые выражали сомнения в выбранном реставраторами подходе.

Как сообщили в городском комитете по охране памятников, два года технологи и проектировщики наблюдали, как проявит себя нанесенный защитный слой на колоннаде собора. Нанесение тонкой известковой «накрывки» после очистки камня от загрязнений и биопоражений, придуманное 65 лет назад знаменитым архитектором-реставратором Александром Гессеном, показало положительный результат. Без применения защитного известкового состава мягкий пористый туф будет разрушаться.

«Жертвенный» слой известковой обмазки оберегает камень от всего спектра агрессивного воздействия окружающей среды, в том числе воспринимает сажистые загрязнения и загазованность, а при дальнейших реставрационных работах он легко может заменяться», - пояснил Сергей Тучинский, главный специалист отдела технологий ремонтно-реставрационных работ КГИОП.

«Горожане, которые два года назад переживали по поводу изменения привычного «закопченного» цвета собора, сейчас могут убедиться: под воздействием окружающей среды фактура камня вновь проявилась», - отметили в комитете. Немаловажно и то, что при последующих реставрациях обмазка легко может быть удалена, добавил Сергей Тучинский.

Теперь реставрацию решено возобновить по той же технологии. В этом году займутся восточным фасадом, что выходит на канал Грибоедова. Уже заключен государственный контракт с проектно-строительным бюро «Жилстрой». По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма контролируется предпринимателями Александром Кретовым, Людмилой Коган, Александром Желиостовым и Владимиром Александровым. Сейчас здание берут в леса. Завершить работы намечено к ноябрю 2019 года. В будущем планируется отреставрировать оставшиеся нетронутыми южный и западный фасады, а также аттик и горельефы. Сроки этих работ будут зависеть от финансирования.

В КГИОП отметили, что выбору цвета раствора уделили особое внимание - оттенок подбирали, сравнивая его со срезом туфа, взятого с северо-восточного фасада собора. «Черные корковые образования на фасаде Казанского собора, за сохранение которых в 2015 году ратовали общественные активисты, неминуемо приводят к разрушению туфа», - подчеркнули в комитете.

Член Совета по сохранению культурного наследия Юлия Минутина-Лобанова в комментарии «Санкт-Петербургским ведомостям» напомнила, что специалисты до последнего времени спорили по поводу того, насколько удачна технология, выбранная для реставрации собора. «Я слышала как мнения о том, что это правильный метод и он позволит сохранить здание, так и утверждения, что все делается неправильно: раствор не тот, и от него здание будет только разрушаться», - сказала градозащитница. Учитывая, что работы вызвали такую дискуссию, перед принятием решения нужно было вынести этот вопрос как минимум на Совет по сохранению культурного наследия, полагает наша собеседница. Можно было бы также собрать группу специалистов в области реставрации фасадов из натурального камня, которая смогла бы принять взвешенное решение. В любом случае важно закончить реставрацию так, чтобы фасады выглядели единообразно. Будет странно, если одна часть памятника окажется одного цвета, а другая - другого, полагает Минутина-Лобанова. «То, что происходит с домом Мурузи, когда один фасад покрашен, а другой нет, это, конечно, удручает», - добавила градозащитница.

Одним из наиболее активных критиков выбранного метода реставрации Казанского собора был и остается архитектор Дмитрий Лагутин. По его словам, облицовка камнем - важная часть архитектурного решения собора, и туф не должен быть закрашен. Технология с покрытием известкой допустима, но она не была соблюдена, считает эксперт. Прежде чем обрабатывать фасад новым покрытием, камень нужно как следует расчистить. «Но они обнаруженные изъяны реставрировали тем, что под руку попадется, поэтому получились разноцветные пятнистые колонны», - говорит Лагутин. Кроме того, в известку будто бы добавили клей ПВА и краситель, в результате чего получилась, по сути, краска. «Вместо того чтобы покрыть здание известкой и создать слой, который защищает камень от осадков и дает ему дышать, они покрыли его краской. Сейчас мы имеем покрашенный штукатурный фасад», - сказал «СПб ведомостям» Лагутин.

Материал был опубликован в газете под № 102 (6211) от 8.06.2018 под заголовком «Накрывка Казанского».

#Казанский собор #реставрация

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 102 (6211) от 08.06.2018.


Комментарии