Наэлектризовали! Почему взнос на капремонт совместили с электроэнергией?
Поначалу казалось, не произошло ничего такого, что заслуживает более краткой информации в СМИ, почти объявления: мол, с мая строчка «взнос на капремонт» перемещается из розовой или отдельной квитанции в платежку за электроэнергию от Петроэлектросбыта. Однако это обстоятельство, как говорится, вызвало большой общественный резонанс. Горожане, звонившие в редакцию, задавали два стандартных вопроса: надо ли платить и не хочет ли кто-то обмануть население?
РИСУНОК Алексея ЙОРША
Да – надо! Нет – не хочет!
История давняя. В 90-х годах прошлого столетия в недрах РАО «ЕЭС» были рождены несколько дочерних компаний, одной из которых было АО «Петроэлектросбыт». Граждане тут же заподозрили, что новая структура – посредник, наживающийся на перепродаже электроэнергии. Однако таковой она не являлась. Ее бизнес заключался в расчетах платежей за электричество и их приеме от населения – биллинговые услуги. Назвать ее посредником – все равно что окрестить так кассу при магазине.
К моменту создания ПЭС в городе уже работал государственный вычислительный центр, который рассчитывал и печатал квитанции на оплату всех прочих (кроме поставки электричества) жилищно-коммунальных услуг. Сейчас он называется ВЦКП.
ПЭС отличался от расчетного центра тем, что практически сразу принялся создавать собственную сеть пунктов приема платежей, в то время как вычислительный центр сотрудничал со Сбербанком и почтой, а потом и с другими банками. Ни те ни другие тогда не брали с граждан проценты. Хотя, разумеется, назвать их благотворительными организациями нельзя. Плата за их услуги была заложена в тариф. К тому же бюджет подпитывал вычислительный центр. В какой-то момент город решил спихнуть с себя этот груз. И оплату услуг ВЦКП возложили на те компании, для которых он собирал деньги с населения – плата за те самые биллинговые услуги. Четыре процента от всего объема поступивших денег.
Две структуры постоянно «бодались». ПЭС старался перетянуть одеяло на себя, получить от города заказ на биллинг, расширив свой бизнес. Аргументировал свои претензии тем, что созданная им сеть пунктов платежей работает эффективнее, нежели банки. Но ВЦКП сохранял свои позиции. Ведь именно он аккумулировал всю информацию о платежах, долгах и должниках, которая была необходима городу, чтобы понимать ситуацию в ЖКХ. При ВЦКП, в частности, было создано управление, которое предоставляло малообеспеченным гражданам бюджетные субсидии на квартплату.
При всем при том ВЦКП имел договор с ПЭС о том, что сеть пунктов приема платежей принимает розовые квитанции.
...И вот теперь ситуация коренным образом поменялась. Вышел федеральный закон об обязательной приватизации госпредприятий, если у них имеется частный конкурент. И в феврале 2021 года ГУП «ВЦКП» стал АО «ВЦКП» (правда, пока он на 100% принадлежит городу). А стало быть, государственные структуры, нуждающиеся в биллинговых услугах, обязаны были выбирать предприятие, их оказывающее, с помощью конкурса. Фонд капремонта, надо сказать, не сразу выполнил требования закона. Притормозил на пару месяцев. За что получил замечание от прокуратуры.
Но вот конкурс проведен. В нем «Петроэлектросбыт» и ВЦКП участвовали на равных. «Петроэлектросбыт» получил заказ.
Надо отметить, что для ВЦКП как бизнес-структуры данный проигрыш нельзя назвать фатальным. Центр все равно остается самым крупным предприятием. Розовые квитанции получает примерно две трети города. Подавляющее количество управляющих организаций имеют договоры именно с ним. А еще – «Водоканал» и все тепловые компании. Так что ему хватает и работы, и денег. Хотя... денег никогда никому не хватает.
Как бы то ни было, но эта история и эти отношения, как говорится, между нами – бизнесменами. Население здесь ни при чем абсолютно: тарифы никто не менял. Условия платежей – проценты почти нигде не взимают – остаются прежними.
В среде тех плательщиков, которые вносят оплату через свои личные кабинеты на сайтах биллинговых компаний, даже не заметили рокировки. Но в прочих слоях населения паника – реальность. Почему она поднялась, непонятно.
Теперь с паникой разбираются как «Петроэлектросбыт», так и Фонд капремонта. Обе организации вынуждены расширить штат сотрудников служб общения с населением. Телефоны, как говорится, раскалились. Кстати, вот они: «Петроэлектросбыт» – 679-22-22 (или электронная почта client@pes.spb.ru), Фонд капремонта – 703-57-30.
Таково в целом положение дел. Есть еще несколько частностей, которые тревожат граждан.
Первая: как же теперь быть с оформлением субсидии? Ответ прост: система не менялась и не поменяется. По-прежнему нужно предоставлять в МФЦ целый пакет документов, среди которых – оплаченные квитанции. Ведь должникам субсидия не полагается. И какая малообеспеченным гражданам разница: нести в МФЦ отдельную бумажку от фонда или общую – от «Петроэлектросбыта»?
Вторая: что делать тем, кто привык оплачивать электроэнергию вперед, подсчитав примерный расход? Еще проще: при оплате в пункте приема заполняйте в квитанции для рукописного внесения данных лишь те строки, которые относятся к электричеству. Платежи в фонд пропускайте. Будете платить за капремонт ежемесячно, как привыкли. И вообще в пунктах приема можно внести любую сумму: платить сразу, частями, вперед, потихоньку погашать долг, если он велик... Кстати, и взносы за капремонт можно также внести авансом. Сделать это даже проще, чем за электроэнергию: ведь размер ежемесячного взноса стабилен, сосчитать – не потребует много времени и математических знаний.
Третья: если гражданин, запутавшийся в новизне, не оплатит объединенный счет, начислят ли ему пени? Учитывая настроение горожан, ПЭС принял решение не делать этого в мае. А вот апрельские квитанции хорошо бы оплатить вовремя.
Что касается проигравшего конкурс ВЦКП, то у него сейчас своя жизнь и свои задачи. Центр переходит на новую форму розовых квитанций. В целом облик счета остается прежним: селф-мейлер (бумажка, свернутая конвертом), который представляет собой лист бумаги формата А4. Сторона, содержащая непосредственно суммы платежа, остается неизменной. На другой – фамилия и адрес плательщика сверху перемещены вниз, дабы никто посторонний не смог увидеть, чья это квитанция. Таковы уж требования федерального законодательства об охране персональных данных.
Уже в апреле обновленные счета получили жители Пушкинского, Колпинского, Петродворцового и Курортного районов. В мае – все остальные кроме Выборгского и Приморского, а с июня их будут получать все клиенты ВЦКП.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 90 (6928) от 21.05.2021 под заголовком «Наэлектризовали!».
Комментарии