Над Невским чистое небо
Уже в будущем году небо над Невским проспектом окончательно очистится, пообещали в Смольном. Не от облаков, конечно: в городе стартовала программа «Чистое небо над Невским», предполагающая ликвидацию контактной сети и паутины прочих проводов, протянутых над главным проспектом Петербурга (будет произведено так называемое кабелирование). Об этом на недавнем заседании коллегии по транспорту сообщил председатель профильного комитета Александр Головин.
ФОТО Александра ДЕМЬЯНЧУКА/ТАСС
Он считает будущий год вполне реальным сроком для реализации такого масштабного проекта. При этом, обещают чиновники, без троллейбусов горожане не останутся: привычные «единицы», «пятерки», «семерки», «десятки» как ходили, так и будут ходить. Просто теперь на эти маршруты выйдут не обычные троллейбусы, а «гибридный подвижной состав с увеличенным автономным ходом».
- В первом полугодии мы произвели большую закупку троллейбусов с автономным ходом - 104 машины, - рассказал Головин. - А поскольку Минпромторг выделил на нее субсидию, у нас высвобождается около 100 миллионов рублей, на которые мы еще докупим таких же троллейбусов. Сейчас «Горэлектротранс» рассчитывает нагрузки на контактную сеть и готовит техзадание на предпроектирование.
Гибриды планируют использовать не только на Невском, но и в зонах новой жилой застройки в Приморском районе, куда не дотянулась контактная сеть. Как поясняют в «Горэлектротрансе», таким образом маршрутная сеть будет заметно расширена без строительства дорогостоящей инфраструктуры.
Закупленные троллейбусы имеют автономный ход - 12 км. Понадобится больше, можно заказать - производитель готов сделать любые, весь вопрос в батарее, а значит, в весе и цене. На тех, что очень скоро поедут по улицам северной столицы, используется три вида батарей: литий-ионные компании ENERZ, литий-фосфатные компании «Лиотех» (Роснано) и литий-титанатные тошибовские. За время эксплуатации станет ясно, какие из этих инновационных аккумуляторов лучше. Чтобы не слишком рисковать бюджетными деньгами, вкладываясь в технику нового поколения, город заложил в условия закупки восьмилетнюю гарантию производителя на нее.
Уже в октябре первая группа повышения квалификации слесарей по ремонту подвижного состава сядет за парты учебно-курсового комбината ГЭТ. Учить их управляться с гибридами будут специалисты заводов - изготовителей троллейбусов с автономным ходом, практику они пройдут уже на своих рабочих местах. Также до конца 2017-го «Горэлктротранс» намерен организовать обучение водителей для работы на таких машинах. По информации предприятия, первые гибриды выйдут на троллейбусные маршруты № 9, 23, 25, 41, 43 и 50.
Параллельно город будет развивать перевозки электробусами, заменяя ими дизельные автобусы. Пилотный проект предполагает закупку в 2018 году 50 электробусов - ими заменят все автобусы Васильевского острова и части Петроградской стороны, так что и там воздух и небо станут чище. По словам Александра Головина, до конца нынешнего года комитет вместе с перевозчиками намерен разобраться с необходимыми для этого энергомощностями и видами зарядных устройств:
- Мы создали рабочую группу и начали пилотный проект по использованию электробусов в центре города, - сказал глава профильного комитета. - Электробусам нужна соответствующая зарядная инфраструктура. Думаю, к октябрьскому форуму SmartTRANSPORT мы уже сформулируем свою позицию по этому вопросу.
Электробус, как и троллейбус с увеличенным автономным ходом, уже проходил опытную обкатку (или, как говорят специалисты, подконтрольную эксплуатацию) в Петербурге. Его постарались испытать в самое суровое и тяжелое для транспортников время - зимой, по снегу.
- Характеристики оказались ниже, чем были заявлены заводом-изготовителем, - констатировал генеральный директор «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин. - Особенно удивил увеличенный расход дизельного топлива, которое электробус тратит на обогрев внутренних систем - почти 25 литров на 100 километров.
Для сравнения: расход топлива аналогичной дизельной машины (и на движение, и на обогрев. - Прим. ред.) - 32 - 35 литров... Мы свои заключения по итогам опытной эксплуатации передали заводу-изготовителю. Надо отдать должное - на сегодняшний день КамАЗ уже разработал электробус второго поколения. Ждем его на тест.
Кроме того, во втором полугодии «Пассажиравтотранс» ждет на подконтрольную эксплуатацию электробусы Vitovt Е433 на суперконденсаторе («Белкоммунмаш»), «ЛиАЗ-6274» и «Волгабас Ситиритм-12Е» с увеличенным зарядом батарей, позволяющим иметь запас хода до 300 км. Они поступят на предприятие в сентябре.
Белорусские машины на суперконденсаторе в отличие от аккумуляторных собратьев быстро заряжаются и не требуют создания дорогой инфраструктуры. Запас хода у них всего 18 км, но, говорят специалисты, в условиях города этого вполне достаточно для организации нормального движения. А вот ЛиАЗ, КамАЗ и Волгабас создали электробусы с запасом хода 300 км.
- Мы намерены попробовать и их в эксплуатации, - говорит Александр Головин. - Понятно, что такая машина стоит втрое дороже той, что рассчитана на 18 км. Но, чтобы полностью зарядить батарею, требуются часы, а суперконденсатор - всего 6 минут. Впрочем, технологии не стоят на месте, и мы будем сейчас изучать все, что касается пробега, зарядных станций, возможностей и стоимости появляющихся образцов электробусов. Основная наша цель - сделать центр города экологичнее. Надо понимать, что переход на альтернативные виды топлива и энергии неизбежен. Весь мир стремится улучшать экологию городов, мы не исключение. И это касается не только городского общественного транспорта. Мы будем создавать преимущества всем, кто осваивает электромобили и газомоторное топливо, в том числе частникам и таксистам.
Комментарии