На трамвае с «Марсельезой»

Революционные матросы, вооруженные маузерами и обвешанные патронами, остановили старинный трамвай на Литейном проспекте и потребовали направить его к Смольному. Но им сообщили, что после 1917 года прошло много времени и рельсы в том направлении давно разобраны. Трамвай направился к Финляндскому вокзалу, но Ленин «по соображениям конспирации» туда не приехал...

На трамвае с «Марсельезой» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Это был главный момент экскурсии «Трамвай революции», организованной в рамках просветительского проекта КГИОП и ВООПИиК «Открытый город». Ее лейтмотивом стал рассказ Александра Куприна «В трамвае». Короткое произведение создано в 1910 году, но читается как сочиненное сегодня: «И вот вся наша планета, прекрасная Земля, представляется мне маленьким трамваем, несущимся по какой-то загадочной спирали в вечность».

Прежде чем занять места в спецтрамвае, участники экскурсии ознакомились с музеем Кировского (бывшего Путиловского) завода. В советские времена в дореволюционном разделе рассказывали исключительно о борьбе рабочих за свои социальные права. Сейчас этот рассказ дополнен историей предприятия, отражающей историю российской техники - от пушек Отечественной войны 1812 года до современных энергетических установок для атомных ледоколов.

Среди экспонатов музея - осколок фашистского фугаса, найденный на территории завода в 1972 году, книга «Спутник партизана», изданная в 1942-м, пособие по ведению войны во вражеском тылу, фотографии знаменитого альпиниста Евгения Белецкого, участника войны, более 40 лет работавшего токарем на Кировском заводе, а летом штурмовавшего вершины Алтая и Памира...

Завершая экскурсию, Татьяна Бочкарева, сотрудник музея, сообщила, что, по воспоминаниям ее бабушки Екатерины Семеновны Кругловой, жены рабочего Путиловского завода, не было никакого штурма Зимнего. О том, что власть у Временного правительства отобрали большевики, путиловцы узнали позже.

«Трамвай революции» проехал по бывшим промышленным окраинам Петербурга, задержался на минуту у парка «Екатерингоф», где состоялась первая городская «маевка», на углу Невского и Садовой «кондуктор» (архитектор Виктор Туралин) и «матрос Железняк» (краевед Алексей Ерофеев) напомнили об июльских событиях 1917 года.

На Инженерной улице в трамвай сел Сергей Макаров, председатель КГИОП, который признался попутчикам, что не пользовался этим видом транспорта со студенческих времен. На остановке всем участникам экскурсии раздали тексты «Гимна свободной России» (стихи Константина Бальмонта, музыка Александра Гречанинова) и «Рабочей Марсельезы» Петра Лаврова - Александра Глазунова. Спели в режиме караоке.

Экскурсия завершилась на Марсовом поле. Матросы направились «брать Зимний». Экскурсанты - к метро. Мы спросили некоторых о впечатлениях. По мнению Людмилы, создалось праздничное настроение, сегодня не нужно лекарств... По словам Светланы, хочется уехать на купринском трамвае от повседневной суеты: «А там, на Главной Станции, может быть, мы увидим сияющие дворцы».

#«Открытый город» #Куприн #трамвай

Комментарии