На подходе к «Пулково». Варианты транспортной связи с аэропортом
Как надежно связать развивающийся аэропорт «Пулково» с городом? Этот вопрос стоит на повестке дня не первый год. Гостям города и самим петербуржцам важно не только вовремя и безопасно вылететь и прилететь в северную столицу, но и комфортно добраться до дома или отеля. Одним из основных вариантов транспортной связи с аэропортом считается сооружение железнодорожного маршрута. Однако, как сообщала наша газета, продвижения в реализации этого проекта практически нет. А каковы альтернативы?
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Развитие аэропорта «Пулково» и его транспортную доступность обсудили среди прочих проектов на недавнем совещании с участием министра транспорта России Евгения Дитриха и глав Петербурга и Ленинградской области Александра Беглова и Александра Дрозденко. Вопрос стал особенно актуален в последнее время, когда прошла реконструкция воздушных ворот города и наш аэропорт стал по-настоящему современным, соответствующим мировым стандартам.
Сегодня пассажиров до станции метро доставляют автобусы, однако они не относятся к комфортным видам транспорта - особенно при обслуживании столь крупных терминалов, как единственный аэропорт пятимиллионного мегаполиса. К тому же пропускная способность улично-дорожной сети на подходе к аэропорту практически исчерпана, а пассажиропоток с каждым годом растет.
- Если во время рейсов и в аэропорту качество обслуживания пассажиров высокое, а комфортность доставки их из города или в город низкая, это неправильно. Причем дисбаланс с каждым последующим годом будет увеличиваться, ведь, по прогнозам, пассажиропоток через воздушные ворота Петербурга уже к 2023 году вырастет с нынешних рекордных 18 миллионов человек до 23 - 25 миллионов. А в соответствии с перспективами развития аэропорта ожидается, что через двадцать лет он должен будет пропускать через себя до 35 миллионов пассажиров. Очевидно, что для решения проблемы транспортной доступности аэропорта требуется комплексный инфраструктурный подход, ведь этот проект для города один из стратегических, - считает руководитель совета по транспортным проблемам Санкт-Петербургского научного центра РАН Олег Белый.
Между тем в городском комитете по транспорту отмечают: рост числа пассажиров важная, но не единственная причина проблем на подъездах к воздушной гавани. Среди других - расположение по трассе Пулковского шоссе сразу нескольких сетевых гипермаркетов и крупных автосалонов; возрастающее число мероприятий в конгрессно-выставочном центре «Экспорфорум»; интенсивное жилищное строительство в районе, в том числе возведение города-спутника Южный, а также планируемый уже в этом году ввод в строй скоростной автомагистрали Москва - Санкт-Петербург (М11).
По результатам математического моделирования к 2023 году интенсивность движения транспорта в часы пик превысит фактическую пропускную способность Пулковского шоссе в полтора раза. Следовательно, магистраль встанет в пробке, что для дороги, обслуживающей аэропорт, недопустимо. Специалисты делают вывод: необходима организация альтернативного транспортного сообщения с аэропортом. Оно может быть организовано по четырем вариантам.
Первый из них, как уже упоминалось, железнодорожное сообщение по маршруту: Витебский вокзал - аэропорт «Пулково», длина трассы - 21,5 км. Расчетное время в пути от аэропорта до центра города, в качестве которого выбрана площадь Восстания, составит 66 минут, это с учетом пересадки на метро - на станции «Пушкинская» - и проезда двух остановок. Срок реализации проекта разработчики оценивают в 4,5 года, объем затрат - в 18,9 млрд рублей, производится по концессионному соглашению. Строительство железнодорожной ветки должно вестись за счет концессионера. Как отмечают в Смольном, проект находится в высокой степени проработки. Прошлой осенью администрация города даже объявляла конкурс на право заключения концессионного соглашения. Однако впоследствии он был отменен.
Другой способ решения вопроса - строительство скоростной трамвайной линии по маршруту станция метро «Купчино» - аэропорт «Пулково». Время в пути, опять же до площади Восстания, в этом варианте чуть больше, чем в первом, - 73 минуты. Это с промежуточными остановками на трамвае и пересадкой на метро. Проект может быть реализован за три года, объем затрат - 15,7 млрд рублей. Концепция разработана, готова и проектная документация. К плюсам относят то, что трамвайная линия захватит пассажиров и из новых жилых кварталов, и от гипермаркетов. К минусам - станции метро «Звездная» и «Купчино» уже сегодня имеют высокую степень загрузки. Ну и время в пути до центра города - почти час с четвертью.
Еще одна возможность - организация скоростного автобусного сообщения. Расчетное время в пути до центра города в этом случае разработчики точно не указывают, определяют интервал - от 50 до 70 минут. Срок реализации и затраты в этом варианте наименьшие: 2 года и 3,1 млрд рублей. Однако, как подчеркивают специалисты, автобусная трасса будет действовать в существующей улично-дорожной сети и уже к 2023 году исчерпает свои возможности.
Наконец, четвертый вариант, самый радикальный: продлить красную ветку метро от станции «Проспект Ветеранов» прямо до аэропорта с двумя промежуточными станциями - «Ульянка» и «Авиагородок». Длина этого участка - 7,23 км, а время проезда до площади Восстания тогда составит всего 36 минут. Однако этот вариант сложен как по срокам реализации - 6,5 года, так и затратам - потребуется почти 75 млрд рублей.
- Из четырех рассматриваемых вариантов идея организации скоростного автобусного движения самая ущербная. Практически она не решает ни одной из проблем. Нагрузка на улично-дорожную сеть и на окружающую среду возрастает. Комфортность доставки пассажиров невысокая. Кроме того, автобус относится к наиболее уязвимым в смысле безопасности видам транспорта, - анализирует руководитель транспортного совета научного центра РАН Олег Белый. - Трамвайную линию вне улично-дорожной сети провести тоже сложно. Так же, как и линию метро, если вывести ее на поверхность. Железнодорожный вариант сообщения с аэропортом выглядит наиболее приемлемым. Правда, стоимость реализации проекта высокая. Однако нужно помнить, что транспортная инфраструктура - одна из самых значимых характеристик комфортности проживания и создается она всегда государством.
Хотя подвижек в реализации проекта аэроэкспресса пока не наблюдается, откладывать в долгий ящик данный или другой проект обеспечения доступности аэропорта нельзя. Этого не позволяет и все более обостряющаяся ситуация на дорогах: перегруженность транспортных подходов к аэропорту по названным выше причинам усугубляется даже не с каждым годом, а с каждым месяцем.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком «На подходе к «Пулково»».
Комментарии