На 76 метров ближе к небу

Специалисты КГИОП и представители городских властей познакомились с ходом реставрационных работ на центральной главе храма Спас-на-Крови, высоко оценили их качество и рекомендовали продлить подрядчику разрешение на производство работ, истекающее 8 марта 2018 года.

На 76 метров ближе к небу | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Со времени последней большой реставрации Спаса-на-Крови прошло 20 лет. Этот многодельный памятник русской архитектуры и мозаичного искусства, несмотря на свою относительную молодость (ему 110 лет), требует постоянной заботы. Кроме того, его затронули все исторические невзгоды ХХ века - революции, войны, использование не по назначению.

Летом 2017 года часть храма оделась в леса, началась новая реставрация, точнее, ее первый этап - реставрация центральной главы. Она включает ремонт конструкций, воссоздание утраченных фрагментов цветных эмалей на луковице и цветной черепицы на шатре.

Справка для тех, кто не помнит или не видел, как выглядит верхняя часть здания. Автор проекта - архитектор Александр Парланд использовал традиционное пятиглавие, но центральная глава имеет сложную форму. Она представляет собой композицию из восьмигранного шатра, в основании которого расположены восемь удлиненных окон с наличниками в форме кокошников. Шатер увенчан «фонариком», на нем находится луковичная глава с крестом. Она покрыта медными полосами с эмалями белого, желтого и зеленого цвета, которые обвивают главу.

Когда реставраторы сняли нижние ряды черепицы, чтобы заменить поврежденную крышу вокруг шатра, так называемое кровельное окрытие, то выяснилось, что некоторые стальные конструкции шатра требуют замены. Эпоксидная смола, которую использовали для крепления черепицы во время предыдущих реставраций, разрушилась.

Сейчас конструкторы ищут возможность замены конструкций с максимальным сохранением подлинных деталей, а химики колдуют над заменителем эпоксидки.

Вместе с Петром Щедриным, техническим директором компании-подрядчика «Возрождение Петербурга», мы совершаем восхождение на Спас-на-Крови. В цоколе колокольни находится малозаметная железная дверь. За ней, одна над другой, - две узкие винтовые лестницы, ведущие на крышу храма. Потом семь ярусов реставрационных лесов на открытом воздухе и вход в тепляк. Там находится нижний уровень шатра. Щедрин показывает опоры купола - одна из них отличается по виду кирпича. Она установлена после войны взамен утраченной от попадания неразорвавшегося 150-килограммового немецкого снаряда, который извлекли из перекрытия свода только в 1961 году. «Строили настолько качественно, что даже полное разрушение опоры не повлияло на прочность шатра», - замечает Щедрин.

Дальше идут семь ярусов лесов внутри тепляка, заботливо окружающего центральную главу храма. На одном реставраторы очищают и «дефектуют» металлическую обрешетку шатра. Выше - завершаются работы на луковице, имеющей диаметр около 6 метров.

Щедрин поясняет, что при строительстве храма медные сектора покрывали эмалью с обеих сторон, снаружи - цветной, изнутри - прозрачной. Это делалось для того, чтобы избежать деформаций металла после остывания стекловидной эмали. Реставрация идет на месте холодным способом эмалевыми красками. Самое главное - выбрать такой колер, чтобы он не отличался от оригинального при любом, естественном и искусственном, освещении.

На самом верху тепляк ощутимо раскачивает: «за бортом» сильный ветер, мы находимся рядом с золоченым крестом на высоте 76 метров. Виды на Петербург с этой точки просто фантастические. Но Щедрин снижает пафос: крест требует нового золочения, однако это уже следующий шаг в реставрации храма.

Спускаемся вниз. Борис Подольский, заместитель директора по эксплуатации музея «Исаакиевский собор», сообщает, что следующим большим этапом работ станет реставрация фасадов и крыши с остальными куполами. На первый этап городской бюджет выделил 78 млн рублей. Последующие этапы рассчитаны до 2025 года и потребуют 250 млн рублей. Часть денег обещает бюджет, часть музей заработает сам. Спас-на-Крови ежегодно посещают 1,2 млн человек.

#Спас-на-Крови #реставрация #КГИОП

Комментарии