На финишной кривой

Как только в доме # 44 по Галерной улице начался капитальный ремонт системы теплоснабжения, жители коммуналки на пятом этаже – у кого была возможность – уехали из квартиры от греха подальше. Им было чего опасаться.

На финишной кривой  | ФОТО Алены ВИНКЛЕР

ФОТО Алены ВИНКЛЕР

Примерно за два года до того рухнуло перекрытие между вторым и третьим этажами. И две разрушенные квартиры были мгновенно признаны аварийными и расселены. Новые собственники начали менять обветшавшие конструкции. Другие квартиры, в том числе и эту – # 18 на пятом этаже, ни расселять, ни ремонтировать не стали: ну у них же потолок не рухнул.

– Еще не рухнул, – уточнила жительница квартиры Елена Вячеславовна. – Однако этот час, как нам представляется, все ближе. Деформация потолка над моей комнатой и над кухней видна невооруженным глазом. И капитальный ремонт отопления неуклонно приближает обрушение. Люди ходят по чердаку по таким же перекрытиям, какими были рухнувшие. Над нашими головами работает техника, рабочие меняют стояки, ставят новые трубы и батареи... Как будто (извините за сравнение) умершему делают операцию по замене кровеносных сосудов.

Чердачные перекрытия в доме обследовали еще в 1990 – 1992 годах. Уже тогда вывод был однозначным: состояние неудовлетворительное, рекомендуется полная замена деревянных балок. Но ничего менять не стали.

В 2010 году ЖКС-1 Адмиралтейского района попросил «ЛенжилНИИпроект» вновь обследовать чердак. Непонятно, на что рассчитывала управляющая компания. Возможно, на то, что аварийность рассосется? Но специалисты института зафиксировали, что перекрытия над коммуналкой # 18 совсем обветшали: пять из четырнадцати балок прогнили на две трети, остальные – на треть или на четверть. И опять никто ничего не стал менять.

А еще через три года, когда на третьем этаже провалился пол и началось скоропостижное расселение пострадавшего населения, районная межведомственная комиссия признала квартиру 18 непригодной для проживания и объявила о необходимости ремонтно-восстановительных работ... И опять ликвидацией аварийности никто не озаботился. Зато в нынешнем году в доме начали менять трубы центрального отопления.

Это история не о флигеле 44Б по Галерной улице (хотя дому уже 116 лет и он вполне достоин отдельного рассказа). Это история о планировании, логике и движении информации «по инстанциям». И администрация района, и межведомственная комиссия, и управляющая компания в течение многих лет имели подтвержденные документами сведения о состоянии здания. И – ничего. Не только не сделано, но и не учтено при составлении глобальной программы капремонта на очень-очень отдаленную перспективу – аж до 2038 года. В этом году на Галерной, 44Б, поменяют отопление, в следующем обещают взяться за крышу. Потом – за водопровод и канализацию... Через 14 лет грозятся отремонтировать подвал. О провисшем потолке с угрозой обрушения – ни слова.

Сегодня в таком же положении оказалось множество жилых зданий исторического центра. Так, жители дома # 14 в Саперном переулке в Центральном районе вообще назвали ведущийся у них капитальный ремонт вандализмом:

– В несущих стенах подвала пробивают дыры диаметром до полуметра. Прокладывают новые трубы горячего и холодного водоснабжения. Причем после монтажа труб дыры эти заливают пеной. А дом, между прочим, 1912 года постройки.

8,5 миллиона рублей потрачены на замену коммуникаций в Саперном, 14. На укрепление ветхих конструкций – ни копейки. И не будет, как гласит (вернее, не гласит) программа капремонта на 25 лет.

Вообще-то среди видов работ, которые должны производиться за счет средств, поступивших в Фонд капремонта, значится «замена или восстановление строительных конструкций». И в планах на нынешний год такие работы должны были начаться в 122 домах. Увы, произошло то же, что и с планами ремонта кровель: ремонтные фирмы не проявили особого интереса к такого рода объектам. Уже в апреле, когда прошли первые торги за право получить заказ, выяснилось – аварийностью заниматься никто не хочет. Вернее, одна компания нашлась, но конкурсная комиссия забраковала ее. Так что сразу «зависли» 52 дома. Еще две серии торгов позволили худо-бедно отыскать подрядчиков. Но именно – худо-бедно.

Скажем, на Васильевском острове в планах на аварийно-восстановительные работы числилось четыре дома. И до последнего дня было непонятно, какова будет их судьба – никто не желал брать эти дома в работу. А ситуация тяжелая. Так, в доме № 5 в Тучковом переулке оконные проемы нуждаются в укреплении. И трещины в стенах нужно заделывать. Но буквально вчера нашелся-таки подрядчик – единственный, заинтересовавшийся островными объектами. Ему и отдали.

Хуже всего дела на Петроградской стороне. Там из 56 домов ныне в зависшем состоянии находятся более двух десятков. Похоже, не будут в этом году отремонтированы аварийные конструкции на Блохина, 25, Большой Пушкарской, 41 (оба дома 1898 года постройки), в других старинных домах. Зато меняют электрику и систему водоснабжения.

На Боровой улице, 18/1, и вовсе замечательная история – там на аварийные конструкции... ставят лифт.

Шесть фирм. Таковы ныне в Петербурге все ремонтно-строительные силы, рискнувшие взяться за аварийные конструкции. И какие силы! У одной фирмы уставный капитал аж 29 тысяч рублей, у другой – 15 тысяч. У остальных и вовсе по 10. У одной нет достоверного подтверждения ранее выполненных работ. У другой – беда с налогами и Арбитражным судом. Несмотря на желание выдать себя за спецов в работе с ветхими конструкциями исторических зданий, подрядчики не очень-то скрывали тот факт, что строить загородные коттеджики, ремонтировать квартиры и устанавливать газонные ограды для них более привычное дело.

– Ну не боги же горшки обжигают, – пытался отшутиться сотрудник самого крупного «аварийного» подрядчика этого года ООО «Проект Инжиниринг Люзунген Рус». – Нам нужно всего-то заменить часть аварийного перекрытия над одной из квартир. Технологию нам расписали, технадзор ходит надзирает, так что справимся. – И добавил: – За действительно сложные объекты мы не решились взяться. Наверное, они и остались без подрядчиков. С этими старыми домами не знаешь как себя вести: ковырнешь в одном месте, в другом посыплется. А ведь смета уже составлена, и за нее выходить нельзя: если уж даны деньги на одну балку, то соседнюю менять не станешь, хотя, наверное, надо бы.

Все, что требует индивидуального, штучного (даже можно сказать – творческого) подхода, остается невостребованным. Вот стеклопакет сегодня может поставить кто угодно – операции отработаны, как на конвейере: на раз сверлим здесь и здесь, на два ставим то и это, на три заливаем все монтажной пеной – готово. Так же до тонкостей прописана технология монтажа лифта. Не так уж много проблем с установкой полипропиленовых труб – тоже дело давно привычное. А вот сложные кровли исторического центра, как и его старые стены и ветхие подвалы, – объекты, так сказать, нетехнологочные. Здесь прямо в процессе ремонта может выясниться, что объем работы нужно существенно увеличивать. Но система финансирования не позволяет этого сделать. И если в будущем (прямо – завтра) в Фонде капремонта не придумают выхода из положения, то в следующем году ремонтировать крыши и аварийные конструкции будет и вовсе некому.


Между тем

В целом ремонт в городе, как выражаются сотрудники фонда, вышел на финишную прямую. Однако количество проблем, увы, не уменьшилось. В Адмиралтейском районе на нескольких адресах подрядчик демонтировал старую систему теплоснабжения и... ушел на перекур. Очень вовремя, если учесть, что не только лето закончилось, но уже и бабье лето на исходе. Генеральный директор фонда Денис Шабуров и специалисты отдела стройконтроля вынуждены были принять кое-какие воспитательные меры. Не исключено, что договор с этим подрядчиком будет расторгнут.

По-прежнему тревожная ситуация с ремонтом кровель. Ранее из-за отсутствия подрядчиков было решено 109 адресов из программы нынешнего года изъять и перенести на следующий год. Но даже в урезанном виде ремонт идет ни шатко ни валко. Из 181 адреса, проверенного Госжилинспекцией, на 119 адресах были выявлены нарушения по срокам или по качеству работы. А на 60 адресах, по свидетельству сотрудников инспекции, работы и вовсе еще не начинались.

Без нарушений графика (или почти без нарушений) ныне идут только лифтовые работы. В основном плане 2015 года намечено заменить 835 лифтов по 349 адресам. В связи с «усушкой-утруской» некоторых видов работы (тех же кровель) будут заменены лифты еще по 69 адресам. Таким образом, капитальный ремонт лифтов сегодня является не только самым динамично выполняемым видом работ, но и самым весомым в смысле финансирования: более 2,5 миллиарда рублей фонд потратит именно на лифты.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5549) от 22.09.2015.


Комментарии