Дракон и «Репка». Как горожане ухаживают за «народными» памятниками

Как создать благоприятную городскую среду? Эта тема поднялась до уровня Госсовета России по жилищным проблемам, который на днях состоялся в Казани. Среда начинается с улицы, где мы живем, с нашего двора.

Дракон и «Репка». Как горожане ухаживают за «народными» памятниками | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Больше тридцати лет назад на Васильевском острове и бывшем Голодае поселились декоративный «Дракон» и катальная горка «Репка». Сменились общественный строй и страна, название города и многих его улиц. А эти персонажи живут и здравствуют, попали в сетевые путеводители интересных мест Петербурга.

«Репка» и «Дракон» стали героями общественной акции полезных дел «День Тома Сойера» (помните, как юный герой Марка Твена красил забор?..).

Вот что рассказал «Санкт-Петербургским ведомостям» Даниил Александров, один из организаторов акции: «Мы с семьей, друзьями и соседями впервые вышли с краской и валиками во двор и покрасили «Репку» в 2012 году. Тогда же узнали, что «Репку» и «Дракона» создал Владимир Трубаков. Идея назвать это «Днем Тома Сойера» и распространить на другие дворы пришла нам в голову в 2015-м. С тех пор мы приглашаем всех желающих принять в ней участие в последнее воскресенье мая.

В 2016 году «Дракон» нуждался в серьезном косметическом ремонте: у него не хватало одной из боковых голов, в туловище были дыры, он был весь исписан и разрисован. Мы все это поправили.

В прошлом году у «Репки» собрались больше ста человек. Главный смысл акции - вместе с соседями, друзьями, единомышленниками и обязательно с детьми делать что-то такое, от чего мы все получим удовольствие, осознавая, что одновременно заботимся о том месте, где живем».

Выходит, что именно художник Трубаков (он скончался в 2009 году) стал флагом полезного общественного дела. Он родился в 1947 году в карельской деревне Оппола в двух сотнях километров от Ленинграда. Путь до Васильевского острова оказался для него долгим и совсем не прямым. Мальчика поднимали бабка с дедом, было это в глухой деревне Смутиха в Калининской области. Школа находилась в пяти километрах от дома. После семи классов Трубаков пошел учиться на киномеханика. Работа давала кусок хлеба, он даже мотоцикл купил. Когда появился интерес к рисованию, скучному сидению в кинобудке Трубаков предпочел поиск приключений.

Добрался до Свердловска, работал молотобойцем в кузнечной мастерской. После армии жил в Калинине, служил электриком, шофером у ректора местного университета. Делил комнату с аспирантом-филологом, который познакомил его с самодеятельными художниками. К рисованию добавились резьба по дереву и камню - Трубаков понял, что получается. В 30 лет он окончил вечернюю школу рабочей молодежи. Получив аттестат зрелости, пытался поступить на истфакультет университета. Не прошел по конкурсу, появилась мечта о художественном образовании. Но, как позже вспоминал Трубаков, один из его приятелей отговорил: « У тебя все идет изнутри. Учиться - губить себя».

Начало профессиональной, по сути, карьеры художник вспоминал так: «Сделал на пляже барельеф Пушкина. В это время там случайно оказался главный архитектор Калинина. Взяли на работу в отдел благоустройства, дали комнату, мастерскую...». Благодарный внук поселил в мастерской бабушку, за что был уволен «без выходного пособия». Тяжелая работа на вагонзаводе, потом - на домостроительном комбинате не сулила художнику никаких перспектив.

Но в 1979 году в Калинин заглянул Владлен Гаврильчик, художник и поэт, один из заметных представителей ленинградской «газаневской культуры». Увидев картины Трубакова, позвал его в Ленинград: «Месяц можешь пожить в моей мастерской». Этого времени Трубакову хватило, чтобы устроиться плотником в «Жилищно-эксплуатационный трест № 4» на Васильевском острове и получить крышу над головой. Именно с таким титулом художника представляли ленинградские газеты времен перестройки.

Без всякой иронии, уважительно поясняя, что Трубаков по собственной инициативе построил из железобетона сначала декоративного «Дракона» во дворе дома № 23 по 8-й линии, а затем - катальную горку «Репка» во дворе дома № 39 по улице Кораблестроителей (на снимке).

Вскоре «Репка» появилась в детском фантастическом телефильме «Гум-Гам». В том же микрорайоне Трубаков сделал скульптуры «Волна», «Лесовик», «Человек», «Сказка», «Баба-яга в ступе». Сейчас из этого списка сохранилась только «Волна».

Летом прошлого года несколько жителей дома № 29 по улице Кораблестроителей, рядом с которым находится трубаковская «Волна», потребовали от местных властей демонтировать этот объект высотой четыре метра как травмоопасный: с него прыгают дети. Кроме того, в набежавшую «Волну» бросают мусор. Поэтому, дескать, лучше вместо «уродливого объекта» установить еще одну детскую игровую площадку. На сегодня, кажется, найден компромисс, суть которого «не вместо, а вместе». Но для этого все должны четко понимать две вещи: «Волна» не игрушка, на ее ремонт и окраску нужны деньги.

И тогда возникают вопросы: нужно ли сохранять «Дракона», «Репку» и другие объекты? Представляют ли они культурную ценность? «Санкт-Петербургские ведомости» обратились за комментарием в КГА к Алексею Моору, начальнику управления эстетики и монументального искусства - главному художнику, и Ивану Уралову, художнику-монументалисту.

Уралов вспомнил, как появился «Дракон»: «Был он странен и вызывал споры о петербургских традициях, хорошем вкусе и роли скульпторов в городской среде. Зла «Дракон», однако, не приносил, дети его любили, и даже я в бытность главным художником города не раз жалел его за выраженное простодушие и художественную наивность. Горожане к нему попривыкли, и стал «Дракон» местным артефактом вроде Чижика на Фонтанке или Кота на Малой Садовой.

Для меня он - естественная часть истории формирования городской среды. Думаю, что подобные парадоксы лишь оттеняют чистоту так называемого петербургского стиля. Мне кажется, это живое ископаемое имеет право на жизнь по месту своей прописки. Его исчезновение поселит во многих сердцах пустоту и горечь утраты, как если бы солидные ученые отказали неведомому чудовищу в праве обитать в глубинах озера Лох-Несс»...

Алексей Моор прагматичен: «Как бы ни относиться к эстетическим качествам «Репки», «Дракона», «Волны» Владимира Трубакова и других подобных объектов, прежде всего необходимо помнить, что «Репка» создавалась как детская катальная горка. «Дракон» и «Волна» - декоративные объекты, но они используются детьми для игр. Все названные объекты созданы более 30 лет назад и требуют оценки технического состояния.

Например, чтобы сохранить «Репку», в случае отказа от ее использования в качестве катальной горки возникает другая проблема: как превратить детский аттракцион в декоративную скульптуру, где оценке подлежат эстетические качества, сам сказочный образ».

Даниил же Александров считает, что спорить не о чем: «Каждый участник нашей акции может выбрать себе площадку сам, ведь то, что нуждается в ремонте и покраске, есть почти в каждом квартале. В Коломне мы нашли гигантского Осьминога из фанеры и металла. На канале Грибоедова - Бегемота, Крокодила и Черепаху. На Новосмоленской набережной - странной формы рыб. А еще ведь есть индийские скульптуры на Крестовском острове, гигантская черепаха на Московском проспекте и десятки разных фигур по всему городу. Мы готовы помочь с краской, договориться с муниципальными чиновниками, привлечь людей. Но главное здесь - инициатива и участие местных жителей».

#память #художники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6383) от 19.02.2019 под заголовком «На что Дракону голова».


Комментарии