На чем Екатерина выезжала

В музей-заповедник «Царское Село» после длительной реставрации вернулась карета XVIII века – один из экипажей императрицы Екатерины II. Этот экспонат, прежде хранившийся в фондах, посетители увидят впервые. Карета выставлена в центре экспозиции павильона «Дежурные конюшни».

 На чем Екатерина выезжала | Источник: www.n-mar.ru

Источник: www.n-mar.ru

У стильного четырехместного экипажа непростая судьба. За последние сто лет он далеко не всегда хранился в идеальных условиях. В итоге легкое и романтичное творение лондонских мастеров утратило былой блеск, детали отделки. Но даже в таком ветхом состоянии карета выделялась изяществом и красотой линий. Поэтому музей принял решение реставрировать в первую очередь именно ее.

Работу над редчайшим экспонатом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Реставраторы соорудили специальный ангар, а карете пришлось совершить путешествие из Петербурга в Москву и обратно.

– Для нас эта работа была не только очень сложна, но и необыкновенно интересна. Задача-максимум – проникнуть в секреты мастерства создателей кареты и разработать методики восстановления и сохранения разнообразных материалов, из которых она изготовлена. Пола в карете практически не было. Внизу – потемневший лак, мы его аккуратно счищали скальпелем. Тогдашние мастера использовали тончайшее сусальное золото, еще одна непростая задача – не повредить его. На кузове кареты – элегантная резьба, здесь тоже нельзя было ничего перекрашивать или перезолачивать. Со всеми этими задачами мы справились за полтора года, – объясняет художник-реставратор Александр Козьмин.

Преображенный экипаж стал экспозиционным центром «каретной» коллекции музея. Он поступил в нее из бывшего Придворно-конюшенного музея, чье собрание императорских экипажей расформировали в 1928 году. К сожалению, не удалось установить имя мастера, изготовившего экипаж. Кроме клейма London на задних рессорах на экипаже больше нет никаких отметок, поясняющих его происхождение. Как объяснили британские музейщики, в XVIII веке маркирование экипажей клеймами мастерских не применялось. А учетные книги, которые велись гильдией каретных мастеров, погибли во время бомбежки Лондона во время Второй мировой войны.

Научные сотрудники ГМЗ «Царское Село» считают, что экипаж изготовлен в период с 1774-го по 1783 год. Карета была неоднократной участницей пышных церемоний русского императорского двора. Об этом можно судить по сохранившимся записям о датах и характере ее ремонтов перед торжественными событиями.

– Можно сделать вывод о том, что в 1796 году экипаж подготавливался к свадьбе великого князя Константина Павловича, которая отмечалась с большой пышностью, и, вероятно, был тем самым парадным свадебным экипажем, который провез молодоженов от Зимнего к Мраморному дворцу, – объясняет хранитель карет ГМЗ «Царское Село» Ирина Бредихина.

Следующие даты ремонтов соответствуют датам торжеств по случаю коронования императоров Павла I, Александра I и Николая I. Возможно, об экипаже не случайно вспомнили и в 1809 году – именно тогда состоялась свадьба сестры императора – великой княжны Екатерины Павловны с герцогом Ольденбургским.

Царскосельская карета, выдержанная в излюбленном императрицей стиле классицизма, благодаря своей легкости и изяществу могла быть уместна не только во время коронационных торжеств, но и во время празднеств императорской семьи: крестин, обручения и свадьбы великих князей и княжон и других торжественных событий двора.

Есть и еще одно интересное предположение. Если удастся обнаружить более ранние описи придворных экипажей, то, возможно, станет ясно – использовалась ли карета князем Николаем Юсуповым или он играл роль посредника в приобретении этого экипажа для личного пользования Екатерины II.

– Дело в том, что Юсупов известен как агент императрицы, которому она доверяла приобретение произведений искусств за границей. Он побывал в Лондоне в 1774 году, страстно полюбил искусство этой страны. Там же он мог ознакомиться с Лондонской школой каретного дела – в тот период законодательницей художественных вкусов в этой области, – говорит Ирина Бредихина.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 075 (5448) от 28.04.2015.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне
05 Сентября 2018

Год без «Надежды». Почему уникальный проходческий щит для метро Петербурга держат в загоне

В чем выгода пробивки двухпутного тоннеля в метро и почему щит стоит в разобранном состоянии – разбираемся в нашем материале.

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин
31 Июля 2018

У скандально известной «Рыбы-кита» объявился хозяин

Плавучий ресторан в виде кита, пришвартованный напротив парка имени Бабушкина, может оставаться в Неве еще несколько лет. Это произошло несмотря на то, что речь идет об охранной зоне.

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»
19 Июня 2018

Петербургская высотка в ожидании «жильцов»

Продолжается строительство самого высокого здания в Северной столице. «СПб ведомости» рассказывают о процессе работы, сроках сдачи в эксплуатацию и о том, когда же «белые воротнички» начнут обживать б...

«Ресторану-киту» нигде не рады
05 Июня 2018

«Ресторану-киту» нигде не рады

У стенки Невы напротив парка имени Бабушкина причалил огромный дебаркадер, по форме напоминающий кита или самолет с отвалившимися крыльями. Это плавучий ресторан, которому много лет не могли найти мес...

Патриарший покой курируют свыше
12 Октября 2017

Патриарший покой курируют свыше

Церковный объект в Пушкине украсят апартаментами

На арену вышли дворники
04 Июля 2017

На арену вышли дворники

Две сотни рабочих приняли участие в уборке территории после финального матча Кубка конфедераций-2017 и церемонии закрытия турнира.

Парк победы капитала
17 Апреля 2017

Парк победы капитала

В Черную книгу Всемирного клуба петербуржцев включен Приморский парк Победы, в Красную книгу - «судебный» квартал и фабрика «Красное знамя». Таковы главные итоги пятничного заседания клубного «кругло...

Город прирос Буграми
04 Февраля 2016

Город прирос Буграми

Строительство нового подъезда к Буграм, по всей видимости, откладывается как минимум на три года. Мы уже рассказывали, как на бывших совхозных полях возле этого поселка начинают возводить дома-«мураве...

Выемка под Смоленкой
11 Декабря 2015

Выемка под Смоленкой

Западный скоростной диаметр готовится нырнуть под Смоленку. Углубленная автотрасса ЗСД окаймляет всю западную оконечность Васильевского острова. А для устья реки уже проложили новое русло.

Киевское спешит к Гатчине
21 Мая 2015

Киевское спешит к Гатчине

Полным ходом идет сегодня реконструкция Киевского шоссе, в результате которой дорога должна стать шире и безопаснее. Пока же ремонт провоцирует пробки...

Чем дышат Коломяги
10 Декабря 2014

Чем дышат Коломяги

Два асфальтобетонных завода (АБЗ), мебельное производство и другие не озонирующие атмосферу предприятия  расположились в Коломягах посреди жилых кварталов.