Главная городская газета

На чем Екатерина выезжала

  • 28.04.2015
  • Ирина Радова
  • Рубрика Город
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Город

Летний бум граффити: новый петербургский тренд

«СПб ведомости» обратили внимание на один из главных трендов этого лета в Петербурге – появление стрит-арт работ, таких разных и противоречивых. Читать полностью

Как провел ЧМ-2018 главный аэропорт Петербурга

Пулково занимает четвертое место в России по объему пассажиропотока. Как же аэропорт справился с многочисленным наплывом команд и болельщиков мундиаля? Читать полностью

Городские мероприятия остановят движение транспорта в Петербурге

В праздничные дни отдыхающим автомобилистам стоит переквалифицироваться в пешеходов. А работающим - заранее побеспокоится о своем маршруте. Читать полностью

В центре Петербурга сарай пристроился к истории

На 8-й Советской улице, 4, самовольно построили двухэтажное заведение общественного питания, второй этаж которого сколотили из досок. Городские власти требуют снести этот архитектурный эксперимент. Читать полностью

Около «Лахта Центра» появится поликлиника

Строительство многопрофильного стационара одобрено властями Петербурга. Договоренность о создании учреждения была заключена на ПМЭФ-2018. Читать полностью

Петербургскую школу дзюдо имени Рахлина отреставрируют за 2,4 млн рублей

Смольный одобрил проведение ремонтных работ в образовательном учреждении имени Анатолия Рахлина. Именно этот тренер когда-то обучал президента России Владимира Путина. Читать полностью
Реклама
 На чем Екатерина выезжала | Источник: www.n-mar.ru

Источник: www.n-mar.ru

В музей-заповедник «Царское Село» после длительной реставрации вернулась карета XVIII века – один из экипажей императрицы Екатерины II. Этот экспонат, прежде хранившийся в фондах, посетители увидят впервые. Карета выставлена в центре экспозиции павильона «Дежурные конюшни».

У стильного четырехместного экипажа непростая судьба. За последние сто лет он далеко не всегда хранился в идеальных условиях. В итоге легкое и романтичное творение лондонских мастеров утратило былой блеск, детали отделки. Но даже в таком ветхом состоянии карета выделялась изяществом и красотой линий. Поэтому музей принял решение реставрировать в первую очередь именно ее.

Работу над редчайшим экспонатом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения «Феномен». Реставраторы соорудили специальный ангар, а карете пришлось совершить путешествие из Петербурга в Москву и обратно.

– Для нас эта работа была не только очень сложна, но и необыкновенно интересна. Задача-максимум – проникнуть в секреты мастерства создателей кареты и разработать методики восстановления и сохранения разнообразных материалов, из которых она изготовлена. Пола в карете практически не было. Внизу – потемневший лак, мы его аккуратно счищали скальпелем. Тогдашние мастера использовали тончайшее сусальное золото, еще одна непростая задача – не повредить его. На кузове кареты – элегантная резьба, здесь тоже нельзя было ничего перекрашивать или перезолачивать. Со всеми этими задачами мы справились за полтора года, – объясняет художник-реставратор Александр Козьмин.

Преображенный экипаж стал экспозиционным центром «каретной» коллекции музея. Он поступил в нее из бывшего Придворно-конюшенного музея, чье собрание императорских экипажей расформировали в 1928 году. К сожалению, не удалось установить имя мастера, изготовившего экипаж. Кроме клейма London на задних рессорах на экипаже больше нет никаких отметок, поясняющих его происхождение. Как объяснили британские музейщики, в XVIII веке маркирование экипажей клеймами мастерских не применялось. А учетные книги, которые велись гильдией каретных мастеров, погибли во время бомбежки Лондона во время Второй мировой войны.

Научные сотрудники ГМЗ «Царское Село» считают, что экипаж изготовлен в период с 1774-го по 1783 год. Карета была неоднократной участницей пышных церемоний русского императорского двора. Об этом можно судить по сохранившимся записям о датах и характере ее ремонтов перед торжественными событиями.

– Можно сделать вывод о том, что в 1796 году экипаж подготавливался к свадьбе великого князя Константина Павловича, которая отмечалась с большой пышностью, и, вероятно, был тем самым парадным свадебным экипажем, который провез молодоженов от Зимнего к Мраморному дворцу, – объясняет хранитель карет ГМЗ «Царское Село» Ирина Бредихина.

Следующие даты ремонтов соответствуют датам торжеств по случаю коронования императоров Павла I, Александра I и Николая I. Возможно, об экипаже не случайно вспомнили и в 1809 году – именно тогда состоялась свадьба сестры императора – великой княжны Екатерины Павловны с герцогом Ольденбургским.

Царскосельская карета, выдержанная в излюбленном императрицей стиле классицизма, благодаря своей легкости и изяществу могла быть уместна не только во время коронационных торжеств, но и во время празднеств императорской семьи: крестин, обручения и свадьбы великих князей и княжон и других торжественных событий двора.

Есть и еще одно интересное предположение. Если удастся обнаружить более ранние описи придворных экипажей, то, возможно, станет ясно – использовалась ли карета князем Николаем Юсуповым или он играл роль посредника в приобретении этого экипажа для личного пользования Екатерины II.

– Дело в том, что Юсупов известен как агент императрицы, которому она доверяла приобретение произведений искусств за границей. Он побывал в Лондоне в 1774 году, страстно полюбил искусство этой страны. Там же он мог ознакомиться с Лондонской школой каретного дела – в тот период законодательницей художественных вкусов в этой области, – говорит Ирина Бредихина.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook