На аэродром сядет дом
Аэродром «Ржевка» под Петербургом готовятся превратить в жилой микрорайон. Концепцию его подготовила мастерская нынешнего главного архитектора города Владимира Григорьева. Также под застройку – на этот раз учебно-научными корпусами – пойдет и другая воздушная гавань в окрестностях северной столицы – «Горская».
Источник: aviaros.narod.ru
Поселок Ковалево Всеволожского района Ленинградской области – неподалеку от Кольцевой автодороги. На узкой разбитой дороге здесь ездят по встречной полосе, чтобы объехать ямы. Если на месте «Ржевки» возникнет жилой микрорайон, дорога эта превратится в сплошную пробку.
Гастарбайтеры на остановке голосуют проезжающим автомобилистам, очевидно, не надеясь на рейсовый автобус. Вокруг самого аэропорта бегает с лаем стая собак.
Кирпичное здание с характерной диспетчерской башней аэропорта ныне называется школой высшего водительского мастерства. Так по крайней мере написано на табличке над входом. На огромном поле позади него пусто. Да и в небе тишина. Но забор вокруг стоит, в бытовке есть охранник, а дыры в периметре заделаны колючей проволокой.
«Не работает аэропорт?» – спрашиваем у встреченных по пути местных. «Пара самолетиков только иногда поднимается в небо», – ответили ковалевцы.
В 1941 году здесь был построен военный аэродром. Он сыграл важную роль во время блокады Ленинграда. Затем «Ржевка» около полувека использовалась как пассажирский аэропорт. В частности, в 1990-е отсюда можно было улететь регулярным рейсом в Москву.
В 2000-х аэродром пытались использовать для частной авиации. Но компания-инвестор «Ржевка» обанкротилась, и в 2007-м аэропорт закрылся – он был исключен из государственного реестра аэродромов. Вскоре взлетную полосу и рулежные дорожки начали использовать под автостоянки.
Около года назад, в апреле 2014-го, о покупке аэропорта объявила одна из крупнейших строительных компаний города. На 175 гектарах тогда анонсировали строительство 1 миллиона квадратных метров жилья. Приступить к работам планировалось в 2016 году. Проект был разбит на четыре очереди.
Но уже в октябре прошлого года, на фоне разгорающегося кризиса, стало известно, что застройщик на время сдал «Ржевку» в аренду компании «Хелли-драйв». Она намеревалась использовать аэродром по назначению, пока застройщик готовит документацию. Совместно с Минздравом фирма реализовывала проект санитарной авиации, попутно допустив сюда и частную авиацию. Взлетная полоса была расчищена от автомобилей, и полеты на время возобновились.
Неизвестно, правда, сколько они продлятся. Как стало недавно известно, разработку концепции нового жилого микрорайона на территории «Ржевки» уже провела мастерская «Григорьев и партнеры».
Судя по обнародованным эскизам, планировка квартала будет отсылать к авиационному прошлому местности. Главная улица своим маршрутом повторит взлетную полосу, а еще одна – рулежную дорожку. Было разработано два варианта освоения территории, и оба предполагают плотную «спальную» застройку позднесоветского типа.
Представители застройщика сообщили, что проект сейчас находится на ранней стадии проработки. Там не считают возможным комментировать концепцию застройки, так как она еще не утверждена.
Между тем еще один аэродром под Петербургом – на этот раз военный, «Горская» – также собираются застроить. На его месте собирались возвести многофункциональный медицинский центр Военно-медицинской академии. В 2012-м вопрос о возможном переезде ВМА вызвал общественный протест. Тогда президент Владимир Путин и министр обороны Сергей Шойгу заявили, что исторические здания на Выборгской стороне останутся в распоряжении военных медиков.
В 2014-м вышло распоряжение КГА о подготовке проекта планировки «Горской». Утверждалось также, что на участке были проведены проектно-изыскательские работы. В последних заявлениях, сделанных в конце января, представители Минобороны отмечали, что документация проходит экспертизу.
В рамках проекта планировки помимо застройки аэродрома базой ВМА предполагается возведение жилья на соседней территории – в питомнике # 2 Сестрорецкого парклесхоза. Он расположен между железной дорогой, Авиационной улицей, аэродромом и кладбищем.
При этом в утвержденной в прошлом году программе развития транспортной системы Петербурга и Ленинградской области признается, что в сегменте региональных и местных авиаперевозок спрос неудовлетворен: аэропортов недостаточно. С 1990-х их количество значительно сократилось.
В непосредственной близости к Петербургу находятся государственные аэродромы «Левашово», «Громово», «Пушкин», «Горелово», «Сиверский», «Сиворицы» и «Горская». Их оборудование в значительной степени устарело, а инфраструктура изношена. Помимо модернизации существующих аэропортов в программе указывается на необходимость создания в регионе нового аэродрома деловой авиации. Не придется ли для этого рубить и корчевать какой-нибудь лес?..
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (5440) от 16.04.2015.
Комментарии