2Vtzqv4Hz9U

На Заячий остров по трём мостам: новую переправу начали строить с Петроградской стороны

Будет она довольно мощной, хотя прослужит меньше года. Мост этот временный и рассчитан на период, когда будут капитально ремонтировать, точнее — сносить до основания, ныне существующий Кронверкский мост. Тем не менее пару недель к Петропавловской крепости можно будет проходить сразу по трем переправам. Кстати, такая возможность у петербуржцев и гостей города появится не когда‑нибудь, а в новогодние каникулы.

На Заячий остров по трём мостам: новую переправу начали строить с Петроградской стороны | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Сооружение дублера Кронверк­ского моста ведется полным ходом. Он уже вознесся над одноименным проливом на десяток метров. Как и положено дублеру, новый мост расположен неподалеку, в сотне метров от действующего Кронверкского моста, которому предстоит капитальный ремонт.

— Кронверкский мост построен в 1938 году по проекту инженера путей сообщения Петра Степанова, который выступал не только в качестве проектировщика, но и вел, выражаясь современным языком, технический надзор за строительством. Первый капитальный ремонт моста был проведен в 1977 году, то есть почти через 40 лет. Тогда в процессе производства работ была отделена проезжая часть от пешеходной зоны, установлен колесоотбойный брус. Пролетное строение было перекрыто металлическими балками. В 2015 году сотрудники «Мосто­треста» провели обследование переправы, и мост был признан аварийным. Тогда заменили часть опор, дощатый настил, часть перильного ограждения. Благодаря принятым противоаварийным мерам мост прослужил еще почти десять лет — до 2024 года, — рассказал директор «Мостотреста» Всеслав Воронин.

Однако капитальный ремонт все‑таки требовался. Кронверкский мост — единственная автомобильная переправа между Петроградским и Заячьим островами, ведущая от Мытнинской набережной к Петропавловской крепости. Иоанновский мост, расположенный на другой стороне крепости, числится пешеходным. В период с 2022‑го по 2024 год была разработана проектная документация, и весной этого года приступили к реализации проекта капитального ремонта. Чтобы на время работ не нарушать транспортную связь с Заячьим островом, было решено построить мост-дублер.

— Временная переправа будет гораздо мощнее по грузоподъемности. Это необходимо, чтобы перемещать на остров, к месту капитального ремонта Кронверкского моста, тяжелую строительную технику, в частности буровую установку для сооружения свайного основания, она весит порядка ста тонн. В основании будущего постоянного моста будут установлены сваи диаметром один метр — по четыре штуки с каждой стороны, — сообщил руководитель генподрядной организации Петр Коняев.

Металлический мост-дублер планируют построить уже до конца этого года, причем он будет доступен не только для транспорта, но и для пешеходов. После того как возведут временный мост, строители начнут демонтировать нынешний Кронверкский. Таким образом, получается, что дублер возведут над Кронверкским проливом и запустят по нему движение к концу нынешнего года, а демонтировать существующий мост начнут в начале 2025‑го. Вот в этот короткий период и можно будет попасть на Заячий остров по трем мостам: Иоанновскому, металлическому дублеру, который уже построят, и Кронверкскому — до того, как его начнут демонтировать.

Отметим: хотя в техническом задании говорится о капитальном ремонте Кронверкского моста, на самом деле существующую переправу снесут полностью.

— От нынешнего моста не останется ничего, только память, — говорит генеральный директор подрядной организации.

Кронверкский3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Это притом что, несмотря на свою сравнительную молодость (менее ста лет), Кронверкский мост в 2001 году был признан объектом исторического и культурного наследия федерального значения. Как объект культурного наследия, мост полностью сохранит свой внешний вид и параметры: длина — 57,5, ширина — 8,8 метра. В том числе технические характеристики, такую, например, как несущая способность моста, то есть более мощным он не станет.

— Кроме того, мост останется деревянным. Мы не имеем права здесь возвести ни каменный, ни бетонный, ни металлический мост. Будет только дерево, как и в 1938 году. Конечно, это сокращает срок службы переправы. В наших условиях деревянные строения, на которые накладывается большая нагрузка при их эксплуатации, не могут служить более 25 – 30 лет, — считает Петр Коняев.

Хотя от Кронверкского моста, как заявлено, не останется ничего, кроме памяти, она все же будет и материальной. По договоренности «Мостотреста», строительной организации и музея, одну из опор переправы при демонтаже сохранят и вместе с табличкой «Кронверкский мост» переместят в Музей мостов — филиал Центрального музея железнодорожного транспорта (ЦМЖТ) России.

— Такой коллекции железнодорожных и прочих мостов, как у нас, в мире нет нигде. Но история пишется и сегодня. За последние пять лет мы получили большое количество дополнительных предметов, которые изучаем и представляем посетителям. Особенным экспонатом для музея станет одна из наиболее сохранившихся опор Кронверкского моста. Мы ее отреставрируем, обработаем специальными материалами против гниения и будем показывать в нашем музее. Мосту не так много лет, но это самый центр города, отсюда начинался Петербург. И такой экспонат всегда будет оставаться интересным и познавательным, — уверен директор ЦМЖТ Владимир Мителенко.

Кронверкский2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

После того как нынешний Кронверкский мост снесут, приступят к сооружению новой переправы: обустройству свайного поля, возведению пролетного строения с металлическими балками, деревянного настила, перильного ограждения. Закончить строительство нового Кронверкского моста планируют в октябре 2025 года. Как только по нему запустят движение транспорта, начнут демонтаж временного металлического моста. Хотя, как отмечают сами строители, дублера жалко, он никак не вписывается в историческую панораму. Вид на Петропавловскую крепость должен быть сохранен не только с Невы, но и со стороны Кронверкской набережной.

Читайте также:

Новое покрытие на переправе: ремонтные работы на Большеохтинском мосту завершатся в срок

Пешеходов ждут под землёй. В центре Северной столицы появился новый подземный переход


#Заячий остров #переправа #Кронверкский мост

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (7770) от 14.10.2024 под заголовком «На Заячий по трем мостам».


Комментарии