На юге пошли в обход: недалеко от Пушкина прокладывают Южную широтную магистраль
Новая четырехполосная автодорога соединит Волхонское, Петербургское шоссе, а также шоссе Подбельского близ Пушкина. Это будет первый участок южной широтной магистрали, который протянется на 7 километров в обход города. Строительство стартового участка подошло к экватору, объем выполненных работ оценивается в 50 процентов. Южная широтная — еще одна крупная автомагистраль, которая войдет в число скоростных дорог, определяющих транспортный каркас Петербурга.

ФОТО Сергея КОНЬКОВА/ТАСС
Строящаяся магистраль должна решить две основные проблемы: разгрузить южную часть Кольцевой автодороги и уменьшить напряженность транспортных потоков, идущих транзитом через Пушкин и Павловск. Также будут обеспечены дополнительные выезды из Петербурга на региональные и федеральные трассы.
Первый этап строительства включает прокладку как непосредственно автодорожной трассы, так и сооружение трех путепроводов над железнодорожными ветками Балтийского и Витебского направлений и в створе Петербургского шоссе. Все они строятся одновременно, и сейчас каждый находится в разной степени готовности.
Во второй половине марта строители развернули фронт работ по сооружению будущего путепровода через пути Витебского направления. Грунты здесь не особенно плотные, в некоторых местах даже зыбкие, поэтому приходится усиливать основание дорожного полотна с помощью специальных свай. Раствор из цемента и грунта перемешивается под высоким давлением за счет сжатого воздуха и заливается в подготовленное для сваи отверстие.
Такие грунтоцементные сваи станут надежным основанием и позволят приступить к возведению подпорных стенок для путепровода. Отметим, более распространенная технология в строительстве — обустройство буронабивных свай. Однако они должны быть длиннее, а значит, их установка обошлась бы дороже. Для усиления основания дорожного полотна на этом участке вполне достаточно закладки грунтоцементных свай, что, кстати, ускоряет строительство.
На двух других эстакадных переходах строительство уже перевалило за половину. В апреле специалисты планируют начать монтаж путепровода в створе Петербургского шоссе. Балки для его сборки завезены на объект, ведется подготовка к их установке. По предварительным прикидкам, в сентябре здесь уже могут уложить асфальт. К концу года в Смольном планируют запустить рабочее движение по первому из путепроводов.
После первого семикилометрового участка южная широтная магистраль будет прокладываться к Московскому шоссе и Софийской улице. В перспективе она соединится с автомобильной дорогой М11 «Нева» и федеральной трассой Р21 «Кола».
— Южное направление — основное в развитии города, здесь активно ведется жилищное строительство, создаются новые кварталы, студенческий кампус. Кроме того, это выход транспортных потоков в центральную часть страны. Создание новой окружной связи позволит решить многие вопросы, в первую очередь — обеспечит распределение автотранспортных потоков сразу между несколькими радиальными трассами. Именно так, в комплексе, должен формироваться транспортный каркас города — в сочетании радиальных и окружных автодорог. Важно также, чтобы в него была органично вписана железнодорожная составляющая, которая несет основную нагрузку в перемещении пассажиров на выездах из города, — считает эксперт редакции по транспортным вопросам, заслуженный деятель науки РФ, профессор Олег Белый.
Трассировка южной широтной магистрали включает переход Усть-Славянского шоссе вблизи Сарицкой улицы. Затем она проходит порядка четырех километров на восток — с пересечением Петербургского шоссе и путепроводами над железнодорожными путями Балтийского и Витебского направлений и выходом на шоссе Подбельского. Именно этот участок магистрали сейчас в работе у строителей.
Будут также реконструировать и подходящие к магистрали улицы. В планах, в частности, обновление и расширение двух с половиной километров шоссе Подбельского — от будущей развязки близ станции Детскосельская на юг. Кроме того, предстоят работы на Сарицкой улице, на участке протяженностью 700 метров.
Между Сарицкой улицей и Петербургским шоссе на километре южной широтной магистрали уже уложен первоначальный, нижний, слой асфальта — по две полосы в одну и другую сторону. Причем при необходимости магистраль здесь может быть расширена до шести полос, пространство для этого есть. Впрочем, в ближайшие годы четырехполосной трассы будет достаточно.
Еще одна активная точка строительства магистрали сегодня — пересечение ее с Петербургским шоссе. Здесь уже проложена временная объездная дорога, так как в створе шоссе над южной широтной магистралью, как уже отмечено, возводят путепровод. Его готовность к середине марта оценивалась примерно на 65 %, ведется строительство центральной опоры.
Общая готовность магистрали на сегодня 40 %, открывать движение по ней планируют в 2027 году.
Пропускная способность новой трассы, по расчетам, составит порядка 50 тысяч автомобилей в сутки. Как результат — заметно улучшится транспортная доступность новых жилых комплексов в Пушкинском районе, с учетом планов по созданию здесь научно-образовательных центров и университетских кампусов. Кстати, в проекте южной широтной магистрали предусмотрены не только шумозащитные экраны, но и обустройство тротуаров и велодорожек для студентов и молодых ученых.
Читайте также:
Расширение у Царского. В Пушкине приступят к реконструкции шоссе Подбельского
Дорожное покрытие на Невском проспекте отремонтируют вслед за реконструкцией кабельной линии
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 54 (7876) от 27.03.2025 под заголовком «На юге пошли в обход».
Комментарии