На высокой ноте. Продолжается реставрация Петербургской консерватории
Внимательные горожане, посещающие Театральную площадь, заметили, что лицевые фасады здания петербургской Консерватории освобождены от строительной сетки. В середине июня будут сняты леса, и внешний облик знаменитого музыкального дома, одного из символов культурной столицы, предстанет в первозданном виде.
Внутри огромного здания общей площадью более 30 тысяч кв. метров масштабные реставрационные работы идут полным ходом: от подвалов, где завершаются усиление и гидроизоляция фундаментов, до верхнего, шестого, этажа, на котором идет подготовка к монтажу прозрачной кровли над двумя внутренними двориками. Они станут атриумами, арт-пространствами для проведения выставок, камерных концертов и других событий.
Одновременно в ремонтных и реставрационных работах участвуют до одной тысячи человек. Сейчас во всей Консерватории едва ли не единственное помещение, где царит тишина и разрешено снимать строительную каску, это мастерская художников, которые занимаются реставрацией росписей домовой церкви.
Как рассказал нашей газете Анатолий Мельников, руководитель художественной мастерской, завершается работа по созданию того, что реставраторы называют «эталонами». Это финальные эскизы росписей церкви в цвете в натуральную величину. Их появлению предшествовала интересная история. Еще в 2015 году, после того как помещение церкви было освобождено от перегородок, а стены расчистили от многочисленных слоев краски, были обнаружены сохранившиеся фрагменты орнаментальных росписей. А два года назад, после возобновления реставрационных работ в Консерватории, фрагменты росписи, в частности, «Поклонение волхвов», были найдены на сводах.
Как пояснила Ирина Хомченко, художник, ведущий реставратор домовой церкви, роспись была сделана в конце XIX века на прочных холстах. Когда в годы борьбы с религией, примерно через тридцать лет после создания интерьера церкви, росписи пытались срывать, некоторые фрагменты уцелели, их оставили, закрасив живопись. Теперь реставраторам предстоит сначала расчистить и закрепить сохранившиеся фрагменты, а затем, предварительно подобрав холст такой же толщины, «пристыковать» воссозданные росписи. Но эскизы пишутся в полном формате.
Этой работе предшествовали исследования в архивах. По словам Мельникова, на основе сохранившихся в музеях эскизов декора для разных храмов, например, Спаса-на-Крови, архивных фотографий и описаний реставраторы выяснили: росписи для домовой церкви Консерватории были созданы в 1891 – 1896 годах по эскизам Андрея Рябушкина и Василия Беляева, который также руководил артелью мастеров, воплощавших задумки двух художников. Авторы использовали мотивы древнерусских фресок, в частности, находившихся в церкви Ильи Пророка и других ярославских храмах XVII века. Это хорошо видно на старой фотографии: восточная стена храма украшена росписью «О Тебе радуется», похожей на ярославскую композицию. По описаниям создан эскиз росписи западной стены, которой не видно на фотографии. Там Рябушкин использовал сюжет «Яко Твое есть царство и сила и слава», отсылающий к тексту молитвы «Отче наш».
На старом фото видно, что потолок украшали изображения четырех евангелистов. Большая часть изображений святых на северной и южной стенах храма видны на фотографии в сильном искажении. Но постепенно реставраторы справились и с этой задачей, «эталоны» евангелистов и святых готовы.
Общая площадь росписей составляет около 600 кв. метров. Часть сюжетов художники-реставраторы создадут в мастерской, но, как поясняет Анатолий Мельников, при создании живописи на криволинейных поверхностях сводов необходимо работать «по месту», на лесах под потолком. Художники начнут расписывать церковь, как только там завершатся общестроительные работы по усилению полов. Всю свою работу живописцы намерены выполнить за четыре месяца. В дальнейшем Консерватория планирует использовать помещение домовой церкви как класс хорового церковного пения.
Рядом с домовой церковью находится Малый зал Консерватории имени Александра Глазунова. Его знаменитый орган закрыт футляром. Внутри находятся датчики пыли, температуры и влажности, чтобы специалисты могли ежедневно следить за состоянием большого (4 тысячи труб) и сложного музыкального инструмента. Богатый декор зала, созданный из гипса, дерева и других материалов, хорошо сохранился, но и он требует заботы. Когда реставраторы тонкой струей пара аккуратно удаляют старую краску, становятся заметны мелкие утраты гипса, которые они восполняют.
Мастера показали мне декор «Аллегория музыки», украшающий ограждение балкона. Он имеет криволинейную форму, поэтому декор выполнен не из хрупкого гипса, а из специальной мастики, которая легко «изгибается» по месту. Незначительные утраты мастики также восполняются.
Пока мы идем к главному помещению Консерватории — Большому залу имени Антона Рубинштейна, — реставраторы показывают стены в коридоре, там произведена реставрация исторической штукатурки с помощью инъектирования раствора. Но прежде пришлось снять более десяти слоев краски. Как положено при реставрационных работах, сохранена небольшая полоска, где видны все «культурные слои».
Пространство Большого зала плотно занято строительными лесами: там идет реставрация исторических кирпичных стен. После завершения этих работ в «коробку» впишут подковообразный по форме объем партера, лож и ярусов. Он позволит получить акустику того качества, которая необходима для исполнения опер и проведения симфонических концертов.
ФОТО автора
Если сейчас трудно войти в Большой зал, то уже можно попасть на его «крышу», которая находится на 20‑метровой высоте под самой кровлей. В номере от 2 мая наша газета сообщала о монтаже новых балок и ферм, которые позволят крепить к ним современное сценическое оборудование. Теперь я увидел их и убедился, что старые клепаные конструкции сохранены как исторический экспонат. Кстати, сейчас появилась возможность устроить над Большим залом светлый балетный класс.
Как рассказал Денис Анненков, руководитель обособленного подразделения «Единого заказчика в сфере строительства» в Петербурге, «завершается усиление кровли металлическими балками для размещения сценического оборудования. Летом планируется завершение работ на кровле».
Финальная точка маршрута — крыша здания рядом с упомянутыми двумя внутренними двориками. Как сообщил Сергей Рыбак, представитель компании-подрядчика, главная задача на нынешний теплый сезон состоит в том, чтобы завершить реставрацию кирпичной кладки стен в этих дворах, оштукатурить стены, установить по периметру дворов стальные опоры, смонтировать на них алюминиевый каркас, в который вставят ячейки из стекла. После этого атриум будет готов.
Срок окончания всех работ по ремонту и реставрации петербургской Консерватории остается прежним — начало 2025 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 94 (7423) от 26.05.2023 под заголовком «На высокой ноте».
Комментарии