2Vtzqv4Hz9U

На Васильевском острове появился народный мемориал «Линия памяти»

«Линия памяти» — так называется народный мемориал, созданный на 12‑й линии Васильевского острова участниками соседского интернет-сообщества «От Стрелки до Гавани». Он появился рядом с деревянным двухэтажным зданием, известным как особняк Бремме.

На Васильевском острове появился народный мемориал «Линия памяти»  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Собственно говоря, народный мемориал — это не меньше десятка установленных на улице деревянных конструкций, к которым прикреплены фотографии с краткими рассказами о тех, кто жил на Васильевском острове во время блокады или ушел отсюда на фронт. Не меньше восьми десятков имен и судеб.

Как рассказал один из организаторов акции Дмитрий Мантуров, идея витала в воздухе, но начала приобретать реальные очертания чуть больше года назад в связи с тревогой за судьбу особняка Бремме. Ведь он является не только редкой старинной деревянной постройкой на Васильевском острове, но и блокадной релик­вией. Рядом находился работавший в блокаду государственный витаминный завод, а в самом особняке действовала «витаминная аптека». До недавнего времени здание стояло брошенным. Затем появилась информация, что собственник участка собирается разобрать его, сохранив только лицевой фасад.

Мы с коллегой по группе Анной Егоян стали думать, как привлечь внимание к особняку, чтобы его спасти. А поскольку наши семьи во время блокады жили на Васильевском острове, и у многих в сообществе тоже, родилась идея разместить здесь таблички с фотографиями наших родных и краткими рассказами о них, — говорит Мантуров.

Проект стал разрастаться как снежный ком. Материалы собирали сами василеостровцы, откликнувшиеся на призыв в местных сообществах. Распространяли информацию в Интернете, в районных библиотеках, даже в ближайших церковных приходах. Навстречу пошла администрация Василеостровского района, от которой зависело согласование акции, ставшей поистине народной.

Общими усилиями удалось ­собрать средства на то, чтобы приобрести строительные материалы, соорудить конструкции, доставить их на место, подготовить дизайн-макет и распечатать фотографии. Помогла и расположенная рядом 29‑я школа: она предоставила помещение для подготовки стендов. Появился даже интернет-чат добровольцев, которые каждый вечер убирают эти стенды на хранение за ворота соседнего дома. Есть волонтеры, которые присматривают днем за состоянием мемориала.

Память о близких объединила вокруг себя десятки, если не сотни неравнодушных горожан. Мемориал получился живым, ведь каждый может прикрепить здесь фото своих родных, положить цветы. И буквально каждый день он продолжает пополняться.

Две «таблички» посвящены моим родным — бабушке Татьяне Борисовне Мантуровой и прабабушке — Анастасии Владимировне Мантуровой-Слясской, — говорит Дмитрий Мантуров. — С конца 1920‑х годов они жили на Большом проспекте. Прабабушка еще в Первую мировую стала сестрой милосердия, а затем работала медсестрой в детской поликлинике на Васильевском. Бабушка перед войной поступила в институт. В начале 1942 года они были эвакуированы уже буквально на грани жизни и смерти.

Герои этого мемориала — самые обычные жители Ленинграда. С одной из фотографий на нас смотрит статный молодой матрос в бескозырке. Юрий Даленко жил на Среднем проспекте, с осени 1942 года служил сигнальщиком на кораблях и катерах Балтийского флота, а после войны окончил педиатрический институт и работал хирургом… Вера Семенова во время блокады училась в энерготехникуме на 10‑й линии, в 1943‑м была эвакуирована, окончила в Челябинске школу радис­тов…

Есть здесь памятные «таблички», посвященные блокадникам и фронтовикам, потомки которых сегодня живут на Васильевском острове. Аминджона Хаджиева призвали в армию из Таджикистана, он освобождал Украину, Белоруссию, Прибалтику, вернулся домой кавалером ордена Славы. Ныне его правнучка учится в 29‑й школе. А одна из сотрудниц этого учебного заведения помес­тила здесь фотографию своего прадеда Павла Воробьева: он служил в пехоте, прошел всю войну, вернулся домой с последствиями ранения…

Подобные акции важны не только для памяти: они помогают общаться и знакомиться людям, прос­то живущим по соседству.


#мемориал #блокада #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 11 (7094) от 24.01.2022 под заголовком «На одной линии памяти».


Комментарии