На углу улиц Тюшина и Воронежской завершается капитальный ремонт дома Кожевникова

По словам краеведов, после снятия с дома статуса памятника были ликвидированы его примечательные дореволюционные интерьеры.

На углу улиц Тюшина и Воронежской завершается капитальный ремонт дома Кожевникова | ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА

Дом Кожевникова на улице Тюшина, 9/7, был построен в 1864 году по проекту архитектора Людвига Бульери. В 1930‑х годах его надстроили двумя этажами, внутри расположился клуб швейной фабрики «Большевичка» (собственно, это предприятие было создано до революции как Ямская вато­ткацкая и прядильная фаб­рика купца Кожевникова). Больше десяти лет здание пустовало. В 2022 году объект ушел с торгов Сергею Саковичу.

Тогда дом числился выявленным памятником, в нем охранялись не только стены и внешний облик, но и интерьеры. Сакович представил в КГИОП историко-культурную экспертизу, которая рекомендовала перевести дом Кожевникова в разряд памятников регионального значения. Но рабочая группа при совете по сохранению культурного наследия не согласилась с выводом экспертизы и пожелала снять дом с охраны. Новая экспертиза сделала вывод, диаметрально противоположный первой. В итоге в 2023 году статус памятника был снят.

После этого дом автоматически перешел в разряд так называемых исторических зданий. У них охраняется только внешний облик. Краевед Александр Треугольников успел побывать в здании до начала работ и после них. По его словам, утрачена парадная лестница с лепниной на стенах и потолке и напольной плиткой, канул в Лету зал столовой на втором этаже: «Он был с богатой лепниной на тему охоты и гастрономии».

«Собственник решил не тратить огромные деньги на ремонт и реставрацию лепного декора сохранившегося зала столовой. И в целом это позволило заменить деревянные несущие балки перекрытий на стальные. В итоге, согласно проекту, было снесено все — перегородки, перекрытия, лестничные марши и крыша. Сохранили только коробку здания — фасадные стены. Вместо одной из лестниц в центральной части здания установили лифт. Верхний высокий этаж со вторым светом, где был актовый зал, разделили на два этажа и дополнительно мансарду. Теперь здание не 3‑этажное, а 5‑этажное с подвалом, но в тех же объемах», — описал преобразования Тре­угольников.

Зато внешне дом вернул себе два утраченных элемента — угловой балкон второго этажа и угловую дверь первого этажа. Сносить поздние советские этажи, которыми и обосновали утрату ценности дома Кожевникова, не стали.

Читайте также:

По зову природы. В Музее-усадьбе Николая Рериха готовится уникальная реставрация

К фонтану не ходить. Когда закончатся ремонтные работы в сквере на Невском проспекте


#капитальный ремонт #дом #исторические здания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (7746) от 11.09.2024 под заголовком «Столовая канула в Лету».


Комментарии