На старый лад. Какие новогодние традиции соблюдали малочисленные народы России
Земля в очередной раз обошла вокруг Солнца, приблизившись к нашим любимым праздникам — Новому году и Рождеству. В эти дни мы привыкли наряжать елки, дарить подарки, готовить оливье и устраивать фейерверки. Однако в давние времена у народов, проживающих на территории нынешней Ленинградской области, обычаи и традиции, связанные с этим периодом, были немного другие.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Вместо елки — солома
В давние времена обитатели территорий, где сегодня располагается Ленобласть, жили по солнечному календарю и новогодние праздники у них начинались в конце декабря — с самого короткого светового дня зимнего солнцестояния. После проникновения в жизнь этих народов христианства на древние традиции наложился дополнительный религиозный колорит. При этом главные атрибуты празднеств — стол с большим количеством яств и обряды, отпугивающие злые силы и привлекающие удачу, — оставались неизменными.
В книге «Водь. Очерки истории и культуры» известный археолог и этнограф Ольга Игоревна Конькова указывает, что новогодние торжества в водских деревнях обычно справляли несколько дней. Перед праздником в избе проводили генеральную уборку: очищали стены и печь от копоти, острыми ножами или осколками стекла выскабливали пол и лавки. В избу приносили много сена или соломы, которыми застилали пол. Самое лучшее сено клали под стол, на который ставили угощения. Это связано с тем, что, по древним водским представлениям, души умерших, приходя в дом, располагаются именно под столом. А еще была традиция подкидывать солому к потолку. Чем больше соломинок застрянет между потолочными балками, тем урожайнее будет грядущий год и богаче станут хозяева жилища.
Также из соломы делали венки и игрушки, которыми украшали дом. У ингерманландских финнов на основе этой древней традиции зародилось ремесло изготовления подвесных украшений из тонких соломенных прутиков, которые называются химмели. Такие ажурные конструкции вешались над праздничным столом как талисман.
Еще одно традиционное ингерманландское украшение — соломенный козлик. Это неспроста: до XIX века ингерманландского Деда Мороза представляли в виде человекоподобного козла или козлоподобного человека. Мифологический зимний волшебник должен быть страшным, так как он считался гостем из потустороннего мира.
Елки в праздничных домах наших предков начали появляться в начале ХX века. Любопытно, что в некоторых деревнях их не ставили на пол, а подвешивали к потолку — подальше от детей в целях безопасности. Елку наряжали самодельными украшениями из той же соломы, которая символизирует солнце и богатство.
Вместо оливье — рисовая каша
Вепсы в это время забивали скот, чтобы приготовить много мясных блюд с картошкой. Также вепсы обязательно готовили жаренные в жире пироги с толокном. Их готовили из сахарного теста в форме полумесяца. Толокно для начинки выпаривали в русской печи, высушивали, а потом пропускали через жернова и вымачивали в простокваше. Такие пироги использовали для гаданий: один из них обязательно начиняли солью — согласно поверью, кому он попадется, тот в ближайшее время создаст семью.
К Рождеству на столе обязательно должен был быть особый, крестовый, хлеб — отмеченный знаком креста. Ингерманландские финны пекли имбирное печенье и делали теплый глегг, а также готовили сладкую рисовую кашу с миндальным орехом.
Вместо гостей — нечисть
Люди верили, что в эти праздничные дни на земле хозяйничают нечистая сила и злые духи, которые могли проникнуть в дом. Нечисть отпугивали огнем, поэтому в каждом доме всю рождественскую ночь горели свечи и поддерживался огонь в печи. Под входную дверь дома или над ней клали или вешали железные острые предметы (топор, нож, косу). Хозяин дома с топором, заткнутым за пояс, осенял крестом все двери и окна дома, а затем клал топор под стол. Кроме того, на дверях и окнах мелом, смолой или сажей рисовали магические знаки (в основном кресты).
Народы, проживающие на территории нынешней Ленобласти, верили в магию первого дня нового года. Если в новогоднее или рождественское утро в дом приходил мужчина (особенно с бородой), его привечали, так как это хороший знак. А вот на гостей женского пола сердились, а иногда даже прогоняли метлой. Поэтому женщины в этот день старались из дома не выходить. Лишь рано утром они наперегонки бежали к проруби или колодцу, чтобы совершить обряд «захвата воды». Та из хозяек, кто первой набирала чистой воды с льдинками, забирала всю удачу.
Чтобы избежать убытков, в праздничные дни ничего не давали в долг: ни денег, ни вещей, ни крупы, ни даже соли, иначе достатка не жди.
Вместо дискотеки — ряженые
Одним из ярких элементов празднеств было ряжение, в котором принимали участие люди всех возрастов. В деревнях наряжались в животных или птиц: журавля, медведя, лошадь, реже в цыган, солдат, попов, нищих и прочих представителей социальных сословий.
В книге Ольги Коньковой «Ижора. Очерки истории и культуры» отмечено, что в ижорских деревнях на западе Ленинградской области мужчины могли одеться женщинами, а женщины — мужчинами. Важно было, чтобы ряженые остались неузнанными, для этого они надевали маски из бересты, красили лица углем или мелом, кроме того, они молчали либо говорили искаженными голосами. В качестве костюмов использовали старые кафтаны и шубы, на спину приделывали горб. Из скамейки делали «лошадь» — накидывали поверх шубу, на ножки надевали валенки и скакали на ней по избе.
Ряженный в «журавля» гонялся за присутствующими, норовя долбануть клювом. Надев наизнанку шубу, изображали волков и медведей. «Волков» в дом не пускали, бросая им заранее сшитых из льняного полотна маленьких зайчиков. А вот «медведя» привечали, так как древние народы считали этого животного своим предком и почитали его. «Медведь» веселил публику, изображая, как малые ребятишки горох воруют, как девушки румянами красят лицо.
В благодарность за песни ряженых одаривали различной снедью. Тем же, кто ряженых в дом не пускал, грозили всякими несчастьями. После праздника участники «страшных» переодеваний обязательно должны были очиститься, искупавшись в Крещение в проруби.
И, конечно, не обходилось без гаданий.
Например, вепсские девушки узнавали, каким характером будет обладать их избранник, с помощью полена. Юная особа вечером шла к поленнице и, не глядя, вытаскивала полено: если оно оказывалось гладким, у мужа будет тихий характер, если с сучками — задиристый.
А чтобы узнать свою судьбу, ходили ночью в одиночку на перекресток дорог за деревню и прислушивались. Если донесется вой волков, не за горами болезнь. Если колокольный звон, то надо готовиться к похоронам. А если услышишь пение или смех — значит будет свадьба и радость.
Читайте также:
«Ужасно развращающий обычай». Мнение педагога Петра Лесгафта о вреде подарков
Праздник с особым смыслом. В храмах Петербурга готовятся к Рождеству
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7822) от 27.12.2024 под заголовком «Праздник на старый лад».
Комментарии